Начать ректору пришлось с модной темы взаимосвязи бизнеса и вузов: «Вспомните, промышленник Демидов поручал подготовку специалистов только своему колледжу, также как и крупнейшие предприятия СССР имели свои политехнические училища, техникумы и вузы. Отечественный бизнес только начинает осознавать необходимость специализированной подготовки менеджеров всех уровней для своих корпораций. Опасаться такого взаимодействия не следует, но и чрезмерного оптимизма в ближайшие 1,5–2 года проявлять не придется».
Коррупция в высшей школе существует как плохо изученное явление, и ректорат любого вуза может создать прозрачную систему поступления в свой университет
Ректора беспокоит проблема неустроенности выпускников-гуманитариев. «Что касается гуманитариев, беда не только в том, что сокращается их выпуск, но еще и в том, что они не могут найти себе работу по специальности. Наибольшее перепроизводство в настоящее время наблюдается по таким специальностям, как юриспруденция, финансы и кредит. Парадокс заключается в том, что людей с дипломами юристов и экономистов в стране много, а специалистов, соответствующих новым требованиям по этим специальностям, по-прежнему мало».
Василий Жуков считает, что специалистов качественно нового уровня могут готовить около 50 вузов России, а не только отдельные университеты в Москве и Санкт-Петербурге. «В России в целом есть около 50 вузов мирового уровня и высокого отечественного класса – это относится и к вузам Новосибирска, Томска, Омска, Красноярска, Тюмени и других городов».
А вот негосударственным вузам ректор полностью не доверяет. «В России существует 620 государственных вузов и более 3 тыс. частных, но проблемы есть и там и тут. С точки зрения качества того образования, которое дается в государственных и негосударственных вузах, то в частном секторе их гораздо больше. Вряд ли среди негосударственных вузов к числу центров качественного образования можно отнести больше чем 30–35. Думаю, в ближайшие 5–6 лет через определенные формы взаимодействия может появиться вуз, где удачно будут сочетаться возможности государственного вуза и преимущества негосударственного учреждения».
Жуков затронул тему коррупции, но «сдавать» коллег не захотел: «Коррупция в высшей школе существует как плохо изученное явление, как тема для пространных разговоров, где демагогические рассуждения преобладают над количественными параметрами явления. Ректорат любого вуза может создать прозрачную систему поступления в свой университет. Поскольку взятка как явление у меня, кроме отвращения, ничего не вызывает, комментировать то, что где-то происходит и о чем я, как и вы, слышал, мне бы не хотелось».
Но в перспективах вузов в России Жуков уверен абсолютно: «Высшее образование всегда будет необходимо любому обществу и человеку, только образование открывает дорогу к достойной жизни, его у человека отнять нельзя – это не деньги, не чины и не звания. Образование всегда будут ценить люди, обладающие потенциалом и стремлением его реализовать. Мода бывает в разное время на разные специальности разная. Неправы те, кто лет 10–12 тому назад вместо получения профессии и образования нашел применение своим силам в качестве «челноков» или «быков».
Но образование можно получать и на расстоянии. «Дистанционное образование я рассматриваю как эффективный способ в получении второго, третьего и другого высшего образования, незаменимо оно и в области повышения квалификации.
Первое высшее образование нужно получать в процессе непосредственного взаимодействия преподавателя и студента, такое взаимодействие приведет к формированию современного образованного специалиста и позволит сформировать привлекательные гражданские качества», – уверен ректор РГСУ.
Жуков не забыл высказать свое мнение по острой проблеме – непрестижности работы преподавателя. «И хотя в настоящее время кое-что делается для возрождения авторитета ученого и учителя, ситуация в целом остается тревожной. Хотелось бы, чтобы наметившиеся признаки государственной политики приобрели еще большую дальновидность и ответственность.
Произойдет это тогда, когда государственные мужи России, так сказать, услышат Бисмарка: «железный канцлер», объединивший Германию, на вопрос, кто победил в войне, отвечал: «Прусский учитель». Все победы обеспечивает учитель, и на поражение страну обрекает тоже он», – напомнил ректор РГСУ.