Видимо, корни этого противостояния кроются в политике Белого дома, которая привела к тому, что в остальном мире к игнорированию американских товаров призывают даже хозяева магазинов, которые, по идее, должны заботиться только о выручке.
Социологическое исследование, проведенное в Европе в 2004 году, показало, что после начала войны в Ираке большинство европейцев – 64% французов и примерно столько же немцев готовы отказаться от американских товаров только из-за своего несогласия с политикой Вашингтона.
Честная игрушка
Барби была объявлена угрозой морали, а ее одежды – оскорбление ислама
Согласно отчету американского производителя игрушек Mattel – разработчика в том числе Барби и ее друга Кена – Барби только в течение третьего квартала в США потеряла почти треть рынка, а в мире ее стали покупать на 18% меньше.
В Mattel это объясняют неудачной конкуренцией с Bratz dolls, которые производит компания MGA Entertainment. Только в Великобритании его продажи выросли за 2004 год на 130%. Bratz dolls – это куклы-сестры, которых зовут Ясмин, Саша, Фиана, Джейд, Мейген, Хлое и Невра. Производитель утверждает, что они «более сообразительные и задорные», чем Барби.
Но больше всего «умирает» Барби в ближневосточных странах. И дело не в экономических просчетах менеджмента Mattel, а в менталитете. К примеру, как сообщает британская ВВС, в Египте Барби теснит мусульманка Фулла. «Эта кукла честна, она уважает отца и мать. При этом она никогда не обнажит руки», – говорит продакт-менеджер куклы Fulla Фаваз Абидин. Благодаря такому восточному целомудрию многие родители, которые никогда бы не купили Барби, с удовольствием покупают Фуллу своим детям.
На достигнутом компания-производитель останавливаться не планирует. Скоро на рынок выйдут Фулла-учитель и Фулла-доктор – две самые почитаемые у мусульман профессии. При этом Фулла никогда не получит друга такого, как Кен у Барби. Но строгое следование канонам ислама вовсе не означает, что одета Фулла в традиционную одежду и хиджаб (хотя есть и такие варианты), в ее гардеробе можно найти джинсы и разноцветные косынки.
Кстати, в некоторых странах Барби вообще запрещена. К примеру, еще в 2003-м власти Саудовской Аравии запретили импорт этих кукол. Барби была объявлена угрозой морали, а ее одежды – оскорбление ислама. Говорят, что сейчас в этом государстве Барби можно купить только на «черном рынке».
Долой американское
Антиамериканская демонстрация напротив американского посольства в Москве |
«Извините, в связи с обострением внешнеполитической обстановки мы не продаем Coca-Cola, Jim Beam и Marlboro. Также временно не принимаются к оплате карты American Express» – такие объявления появились в 2003 году в витринах многих европейских магазинов, баров и ресторанов. Как писал тогда журнал «Компания», в Германии, во Франции, в Греции и других странах, где общественное мнение активно осуждает военные действия США в Ираке, начались призывы к массовому бойкоту товаров и услуг, которые ассоциируются с американским образом жизни.
При этом к мелким рестораторам присоединились и большие компании. К примеру, директор велосипедного завода Riese und Mueller GmbH Хайко Мюллер объявил, что прекращает закупки комплектующих в США и передает заказы на 300 тыс. долларов местным поставщикам в знак своего неодобрения американской политики в Ираке.
Кстати, по данным французского маркетингового агентства Ipsos Public Affairs, еще до начала иракской кампании около 21% европейских потребителей предпочитали игнорировать американские товары. Но самыми активными противниками товаров США выступали различные общественные организации. На своих сайтах они вывешивали памятки, какие компании являются американскими. Список возглавляли Coca-Cola, Microsoft, McDonalds и Disney.
Не обошла «антиамериканская» лихорадка и Россию. Достаточно вспомнить различные акции протеста у американских закусочных, после которых очередной McDonalds обязательно обливался краской, либо обклеивался стикерами с перечеркнутыми бомбами.
А, к примеру, в Воронеже ряд развлекательных центров вообще запретили вход в свои заведения представителям стран, входящих в антииракскую коалицию – непосредственно американцам, а также англичанам и туркам. Причем запрет распространялся на всех, вне зависимости от того, поддерживают они войну в Ираке или нет.
Но дальше всех пошли в одном из загородных стрелковых клубов столицы Черноземья, где все дорожки и коридоры были устланы американскими флагами, об которые посетители вытирают ноги.