Подписание так называемой формулы Штайнмайера вызвало переполох в стане украинской оппозиции. Украинская оппозиция сейчас – это, напомним, те самые люди, которые стали властью по итогам Евромайдана, начали войну в Донбассе, в течение четырех лет настойчиво боролись со всем русским – и вошли во вкус.
Правая рука бывшего президента в Верховной раде Ирина Геращенко назвала внезапно прославившуюся «формулу» «планом Путина» и «ловушкой для Украины», с которой начнется «ползучая федерализация».
Сам бывший президент Петр Порошенко заявил о «попытках разрушить украинское государство» через принятие «документа российского происхождения», что «де-факто обозначает ослабление или даже снятие санкций против Москвы».
Бывший спикер Рады, а ныне рядовой депутат Андрей Парубий, которого называли «представителем радикальных националистов в верховной власти», констатировал «начало демонтажа страны» и «существенный удар по украинской государственности».
Наконец, Львовский облсовет принял специальное заявление, обратив внимание на «неприкрытую сдачу национальных интересов», «начало капитуляции Украины в российско-украинской войне» и «унижение от бывшей метрополии», что в итоге «снова сделает Украину частью России».
В общем, если верить всем этим людям, Украина сейчас в полушаге от того, чтобы сдаться Москве с потрохами. Однако мы этим людям пять лет ни в чем не верили – и сейчас не спешим. Налицо обычная внутриполитическая борьба с попыткой выставить президента Зеленского предателем, ради чего краски намеренно сгущаются.
Нынешняя задача «патриотов» перетащить на свою сторону (в идеале – вывести на улицы) украинцев, которые в массе своей к «формуле Штайнмайера» относятся примерно никак. Согласно соцопросу, подавляющее большинство в 59% ничего по этому поводу не думает, остальные раскололись на сторонников и противников примерно поровну – с небольшим перевесом тех, кто прозревает «зраду».
Апатия населения наглядно проявляется и в акциях протеста против этой самой «зрады»: в Киеве речь шла о сотнях собравшихся, в Одессе – о десятках. Возможно, украинцам просто надоело «скакать», но, скорее всего, им сейчас просто не до Донбасса: начавшийся пять лет назад тренинг по выживанию в тяжелых экономических условиях по-прежнему продолжается. Даже новое правительство Алексея Гончарука, которому самим статусом положено демонстрировать умеренный оптимизм, вообще никакого оптимизма не демонстрирует.
Для Украины это, кстати, в общем-то хороший сигнал – премьер-министр хотя бы находится в контакте с реальностью. Та же реальность подсказывает, что утверждение «формулы Штайнмайера» – это еще не «национальная катастрофа». Национальная катастрофа еще впереди, а «формула» – это пока что ничто.
С политической точки зрения украинцам радоваться, конечно, нечему. Утверждение «формулы» саботировали четыре года. Но вынуждены были подчиниться, поскольку Владимир Путин поставил четкое условие, Париж и Берлин его поддержали, а Вашингтон не только не предложил альтернативных вариантов, но и срочно уволил спецпредставителя Курта Волкера – противника этой самой «формулы».
Не исключено, что впоследствии мы увидим Волкера на скамье подсудимых, поскольку, по информации американских СМИ, он имел личный коррупционный интерес в лоббировании поставок «Джавелинов» на Украину. Но это уже другая история.
Вообще, в обозримом будущем из США может прийти целый пучок плохих новостей для украинских патриотов. Таких сценариев, чтобы история с импичментом Трампа обернулась для Киева хорошими новостями, попросту не просматривается. Хозяин Белого дома уже занял позицию, по которой Украина – это «самое коррумпированное государство в мире», а с Россией он точно «поладит», потому что там «умные люди».
«Пять лет весь мир поддерживал украинскую позицию. После недавних событий мы видим, что коалиция гораздо четче слышит голос России»,
– заявил Порошенко на фоне всего происходящего. И на сей раз, судя по всему, не соврал.
Но есть и другая сторона медали. Все, что дает утверждение «формулы Штайнмайера», это разблокирование «нормандского формата». То есть встречу на высшем уровне между Россией, Украиной, Францией и ФРГ для «дальнейшей имплементации Минских соглашений». Тем самым будет сделан важный шаг, но с этой позиции до урегулирования ситуации в Донбассе на практике, до «федерализации», «интеграции», «автономии» и так далее – почти как до Луны.
Сторонам еще предстоит договориться о специальном законе о проведении в Донбассе выборов, а как там выборы могут проходить в принципе, пока что не понимает никто. Исходя из той части Минских соглашений, где прописано их соответствие законодательству Украины, выходит так, что в выборах в ДНР-ЛНР может участвовать, например, партия «Правый сектор*». Наверное, для этого ее кандидаты снимутся с огневых позиций в районе Мариуполя и перейдут линию фронта. Точнее, не перейдут, потому что подобное очень трудно себе представить.
С другой стороны, необходима амнистия всех донбасских ополченцев и политиков, от которой, несмотря на четкость этого пункта в Минских соглашениях, обеими руками отмахивается даже сравнительно договороспособный Зеленский. А иначе выходит так, что в день превращения Донбасса в автономию в составе Украины (а это и есть та самая «формула Штайнмайера») украинская полиция арестовывает всех чиновников и военных ДНР-ЛНР, а те добровольно идут в полон, загипнотизированные все той же «формулой Штайнмайера».
Мягко выражаясь, сторонам предстоит еще безумно длинный путь с огромным количеством мин-ловушек в виде неразрешимых противоречий. Чтобы заявлять, что этот путь будет пройден, нужно быть неисправимым оптимистом.
Другое дело, что даже формальное согласие на «формулу Штайнмайера» – это страшное унижение для украинских националистов и «патриотов», «партии войны» в прямом и переносном смысле. Ведь на выходе получается, что свою и чужую кровь они проливали совершенно напрасно: Донбасс получит ровно то, чего и требовал в 2014 году – широкую автономию.
При этом, надо признать, Порошенко, Парубию и Ко не отказывает их политическая «чуйка». Скорее всего, Киеву в рамках «дальнейшей имплементации Минских соглашений» придется пройти еще через множество унижений и в конце концов уступить по каждому из болезненных пунктов и неразрешимых (как сейчас кажется) противоречий. Просто в силу того, что никаких козырей у него больше нет, а Париж и Берлин настроены идти к решению смертельно надоевшей им донбасско-российской проблемы, от которой не получают ничего, кроме нервотрепки и убытков.
США, конечно, по-прежнему заинтересованы в Украине как в инструменте давления на Россию, но прямо сейчас у Трампа совсем другая повестка, а на будущее совсем другие планы – «договориться с Путиным».
Одним словом, уступать придется. И каждый такой случай, каждую новую «сдачу украинских интересов» националисты будут воспринимать в штыки, прицельно атакуя Зеленского и его команду.
Да, сейчас они ослаблены, но по-прежнему довольно агрессивны, отличаются высокой пассионарностью и грозят серьезно укрепиться в ближайшие год-полтора, если правительство Гончарука не сможет сделать для украинской экономики ничего хорошего.
В идеале все это может закончиться очередным Майданом, еще лучше – двумя-тремя Майданами и таким же количеством попыток государственного переворота со стороны «неравнодушных патриотов».
Не надо забывать, что в настоящий момент Украина является врагом Российской Федерации, подчинившим свою внешнюю политику четкому принципу «чтоб у соседа корова сдохла». Со своей стороны, Российская Федерация заинтересована в том, чтобы ее враги слабели, были ввиду этого управляемы и чувствовали себя загнанными в угол.
Упрямо настаивая на выполнении Минских соглашений пункт за пунктом, Россия дает все новые поводы для нынешних властей Украины и «патриотической оппозиции» сцепиться друг с другом. И чем более жестокой получится каждая такая драка, тем более слабыми будут выходить из нее и украинская власть, и Украина как государство.
Дальнейшая политическая нестабильность и через это экономический упадок Украины – это то, что с нашей стороны «поребрика» можно только приветствовать.
Раз так, пересмотрим и ту концепцию, согласно которой Порошенко, Геращенко, Парубий, львовские депутаты и прочие – это люди, слова которых не заслуживают доверия.
Все правильно говорят! Да, капкан России. Да, национальное предательство. Да, уничтожение украинской государственности. Даешь новый Майдан!
А там, глядишь, нормандские переговоры будут начинаться с того, как уговорить Одессу и Днепр на присоединение к Украинской Конфедерации.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ