Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что задачей совместных российско-белорусских учений «Запад -2017» является «проверка готовности войск к проведению широкомасштабных операций при жестких временных ограничениях на их подготовку». При этом планируется отработать «создание калининградского коридора, что в условиях реальной операции невозможно без агрессии против Литвы и Польши». Это не просто «агрессивная политика», это «отработка наступательной операции», настаивает Турчинов.
Варшаву взять проще, быстрее и надежнее, если рассуждать в категориях фронтов и групп армий, что почему-то и делают в Пентагоне в XXI веке
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что негативные высказывания о запланированных на осень российско-белорусских учениях отражают стремление разорвать военно-политическое единство Москвы и Минска.
Совместные российско-белорусские военные учения «Запад-2017» пройдут с 14 по 20 сентября на нескольких полигонах в Белоруссии, но притягивать к себе нездоровое внимание начали глубоко загодя. Первыми на этот счет выступили белорусские оппозиционеры и их литовские популяризаторы, которые решили, что посредством этих учений «Россия оккупирует Белоруссию». Якобы российские войска зайдут на территорию независимого государства и уже не уйдут оттуда (зачем им это может быть нужно, не поясняется). Но интересно не это, а то, что Минск впервые в истории принялся опровергать этот бред на уровне министра обороны, а Россия – на уровне посла в Минске Александра Сурикова.
Не подействовало. Бред постепенно перекочевал на пропагандистские ресурсы США типа «Голоса Америки*».
Меж тем учения «Запад» проводятся на регулярной основе – раз в два года попеременно на территории одной из стран Союзного государства. Ничего экстраординарного в них нет и не было никогда, но всякий раз кто-нибудь из западных соседей показательно пугается. В прошлый раз в припадке билась Польша, теперь настала очередь Литвы. Турчинов сейчас лишь нагоняет литовские страхи, хотя куда уж больше – президент Даля Грибаускайте поминает эти учения раз в три дня, а местная пресса переполнена текстами с заголовками типа «Оккупация или вторжение?». Третьего не дано – и это очень по-литовски.
Кстати, белорусская сторона – также впервые в истории – официально пригласила на учения наблюдателей из стран НАТО, что тоже вызвало нездоровый интерес. Пресса трактует это как попытку Лукашенко «перестраховаться» от того самого вторжения. Меж тем еще несколько месяцев назад Москва сама пригласила на эти учения лично генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, и это приглашение было принято. А в марте, находясь в Вильнюсе, командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес и верховный главнокомандующий войсками НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти обратились к российской стороне с просьбой обеспечить «большую прозрачность» учений. И никто не выступил против. Добро пожаловать!
Другое дело, что персональные обращения высшего руководства НАТО именно к Москве, не к Минску (в этом году учения, напомним, будут проводить именно в Белоруссии), вызвали ощущение «неравноправности» сторон союза. Мол, Запад считает Россию доминантой, а на Лукашенко можно и внимания не обращать. Не факт, что это было сделано сознательно, но на Западе всерьез считают, что между Москвой и Минском сейчас происходит какой-то конфликт, на котором можно сыграть.
Отсюда и разговоры про «оккупацию». В Латвии некоторые эксперты даже подсчитали, что Россия «завезет в Белоруссию четыре тысячи вагонов с солдатами». Не очень понятно, откуда они взяли эту цифру и почему именно вагонами, но это Латвия. Там и не такое могут придумать и до сих пор убеждены, что российская армия передвигается, как во Вторую мировую войну – эшелонами по 120 теплушек в каждом. В Литве же еще сохранились здравомыслящие люди, которые знают, что Россия и Белоруссия – это единое военное пространство, штаб которого расположен в Москве на Ленинградском проспекте. И по всем вопросам, в том числе по вопросам приезда наблюдателей, письма надо слать по этому адресу.
Главным «военным аргументом» страха в последние два года стал гипотетический сухопутный коридор длиной 64 километра – «Сувалкский коридор», который в Пентагоне на полном серьезе считают самой уязвимой точкой в обороне НАТО. Согласно просчетам американских военных аналитиков, это прямая дорога из Белоруссии (от Гродно) в российскую Калининградскую область, так что российские войска первым делом должны ринуться именно туда. Калининградский эксклав соединится с «большой землей», таким образом будет окружена Литва, а все прибалтийские страны – отрезаны от НАТО на суше (они это, похоже, на глобусе просчитывали).
В Пентагоне любят изобретать оперативные аббревиатуры для всего, до чего дотягивается мысль их аналитиков. Уже родился термин «коридор СК» от Suwalki Gap. И не важно, что историческая область Сувалкия – это дикие леса, озера и болота, самая заброшенная зона в Польше с неразвитой инфраструктурой, запущенными польско-литовскими хуторами и с населением, еще живущим памятью о Речи Посполитой. А национальный парк Вигры – это зубры, кабаны и олени, «последняя чаща Европы», про которую показывают фильмы на доступном для американских аналитиков канале National Geographic. Там вообще нет дорог, тем более напрямую от Гродно на Сувалки и Ольштын.
Но теперь все это в сознании американских генералов: Suwalki Gap надо защищать до последнего польского жолнежа, то есть солдата, которых там, кстати, нет по той же географической причине, а одичалые стражи пущи, развлекающие охотников на оленей, не в счет.
Кстати, между Литвой и Польшей достаточно неурегулированных территориальных вопросов. Но если Варшава продолжает считать Вильнюс (Вильно) и Виленский край исторически своим, то Литва претендует именно на Сувалкию (в литовской огласовке Suvalkiai), где население исторически также было смешанным.
Литовцы считают отправной точкой для мифического наступления по «Сувалкскому коридору» Добровольский полигон – единственный крупный военный полигон в Калининградской области, и тщательно следят за тем, какие военные ресурсы туда прибывают. Но в Калининградской области нет других полигонов, пригодных для проведения крупных учений, в том числе с использованием авиации.
В Вильнюсе даже признают, что никаких данных о накоплении российских сил на Добровольском полигоне нет, но все равно паникуют. Уже сейчас в повышенную боевую готовность приведена не только сама литовская армия (после восстановления службы по призыву это примерно 10 тысяч человек), но и голландско-немецко-норвежский батальон войск НАТО, дислоцированный в Литве на постоянной основе. Кроме того, летом США намерены временно разместить в Литве ЗРК «Пэтриот», что явно приурочено именно к учениям «Запад-2017».
Конечно, странно, что в Пентагоне до сих пор мыслят категориями Второй мировой при патологическом пристрастии ко всему высокотехнологичному. Никому даже в голову не приходит, что по сувалкским лесам танки не пройдут, а после установления контроля над этой богом забытой территорией ее придется оборонять на широком фронте. Варшаву взять проще, быстрее и надежнее, если рассуждать в категориях фронтов и групп армий, что почему-то и делают в Пентагоне в XXI веке. Еще можно прогуляться на «Армате» от погранпоста Мядининкай через Вильнюс, Кайшядорис и Каунас до Мариямполе, то есть до границы с той же Калининградской областью. Причем этот маршрут предпочтительней, чем выход к Пагегяй-Советску (историческому Тильзиту), поскольку не нужно пересекать Неман. Тильзитский мост ведь могут и взорвать.
Подобное состояние умов в Пентагоне внушает грусть. С литовцев взятки гладки, но их старший брат должен быть несколько разумней. В любом случае доступ наблюдателей НАТО к учениям и лично Йенса Столтенберга будет обеспечен. И кто тут больше паникует – прибалты или американские генералы, изобретающие на пустом месте «российские стратегические планы», будет понятно ближе к осени. То есть к учениям, которые пройдут в штатном режиме, как и проходили всегда.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента