Пекин пристально следит за ситуацией у берегов Кореи, к которым выдвинулся американский авианосец «Карл Винсон» с кораблями сопровождения. Об этом в понедельник предупредила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. Государства региона (не исключая и Южную Корею) обеспокоены усилением американского военного присутствия в районе Корейского полуострова, и беспокойство это нельзя назвать беспочвенным. Сеул предостерегает американских союзников от превентивного удара по Северной Корее.
Если американцы еще больше завязнут в Сирии, можно не сомневаться – северокорейцы проведут еще одно испытание
Глава Тихоокеанского командования вооруженных сил США адмирал Гарри Харрис приказал развернуть авианосец «Карл Винсон» в сторону КНДР вместо проведения запланированной серии учений в Австралии. В авианосную ударную группу (АУГ) входят: собственно авианосец с палубным авиакрылом, эсминцы «Майкл Мерфи» и «Уэйн Мейер» и ракетный крейсер «Лейк Чемплейн». Группа вышла из Сингапура в субботу и направилась с новой миссией в западную часть Тихого океана. США не скрывают: поводом для «новой миссии» стали новые испытания Северной Кореей баллистических ракет.
Нервозности добавляют сообщения о том, что Совет национальной безопасности (СНБ) США предложил Трампу разместить американское ядерное оружие на южнокорейской базе Осан. Варианты противодействия, предложенные СНБ, включают в себя также убийство северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Эксперты сходятся во мнении относительно того, что и удар по Сирии, и разворот ударной группы ВМС во главе с «Карлом Винсоном» преследуют общую задачу – демонстрацию военной мощи США.
Запугивание приводит к мобилизации
На данном этапе в конфликте с КНДР речь идет, прежде всего, о запугивании, – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин. США «хотели бы попугать северокорейцев и особенно Китай возможным новым конфликтом прямо на китайских границах». «Демонстрация силы – излюбленная манера американцев», – подчеркивает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Ким Ен Ун.
Но «объекты», избранные для демонстрации – Сирия и КНДР, – слишком отличаются друг от друга.
«Нуклеаризация» Северной Кореи началась после того, как в середине 1950-х годов Ким Ир Сен узнал: во время Корейской войны 1950–53 годов США допускали атомную бомбардировку Пхеньяна. Таким образом, изначально форсированная милитаризация Северной Кореи (чья армия на сегодняшний день – пятая по численности в мире) и создание собственного атомного оружия объяснялись необходимостью противостоять угрозе «американских империалистов».
К середине 1970-х КНДР перешла от программ «мирного атома» к разработке собственного ядерного щита, не без помощи соседнего Китая. В сентябре прошлого года состоялось пятое по счету ядерное испытание.
В марте 2016 года Ким Чен Ын объявил о пересмотре военной доктрины КНДР – упор сделан на отражение превентивного удара США.
Помимо собственно запугивания, появление американского авианосца у корейских берегов может быть элементом дезинформации. Трамп отдал приказ ударить по Сирии, пока принимал у себя председателя КНР Си Цзиньпина, напоминает Ким Ен Ун. Теперь, направляя авианосец к КНДР, он пытается поссорить Северную Корею с Китаем, создавая впечатление, что это могло бы быть согласовано с Си, – подчеркнул эксперт. Но отношения между КНР и КНДР и без того неидеальны. Провокация раскола между Пекином и Пхеньяном лишь подтолкнет северокорейский режим к большей изоляции и алармистскому настрою. И в этом случае эффектом будет не «денуклеаризация», а ускоренное создание ядерного арсенала.
#{smallinfographicleft=342471}Северокорейцы смотрят на действия США и принимают их к сведению, отмечает Жебин. Так, в ответ на удар по Сирии Ким Чен Ын заявил: «Сегодняшние реалии демонстрируют, что мы должны противопоставлять силе силу, и доказывают миллионный раз, что наше решение увеличить возможность ядерного сдерживания было правильным».
Чужие промахи воодушевляют
Жебин напомнил: когда американцы увязли на Ближнем Востоке после вторжения в Ирак в 2003 году, северокорейцы «форсировали свои работы по созданию ядерного оружия и через три года, в 2006 году, провели первое ядерное испытание. «Так что если американцы еще больше завязнут на Ближнем Востоке, в Сирии, можно не сомневаться, что северокорейцы проведут еще одно испытание», – делает вывод Жебин.
Если у асадовской Сирии нет возможности для ответа на запугивание, то «Северная Корея ответить вполне может», – подчеркивает Ким Ен Ун. Да, системы американской ПРО THAAD, размещенные в Южной Корее, могут перехватывать ракеты на высотах 40–150 км. Но если Пхеньян завершит разработку межконтинентальных баллистических ракет, то в данном случае от THAAD проку будет немного. В январе этого года южнокорейские СМИ со ссылкой на военные разведки США и Южной Кореи уже сообщили о том, что Пхеньян произвел две стартовые ступени МБР.
Шантаж соседей как гарантия
Американцы почувствовали, что еще немного – и применить к КНДР силовые методы экспорта демократии будет небезопасно, констатирует Жебин. Возможно, США еще попытаются это сделать в расчете на то, что пока северокорейцы не создали достаточно надежные и мощные средства сдерживания, отметил эксперт.
В ответ Пхеньян запугивает ближайших союзников США, до которых уже «может дотянуться». КНДР официально предупредила: если «сеульские марионетки» дадут американцам согласие на превентивный удар, то ответный удар будет нанесен не только по американским базам, но и по Южной Корее. Именно поэтому министр объединения Южной Кореи уже заявил, что его правительство категорически против превентивного удара, поясняет Ким Ен Ун.
Кроме того, серьезный конфликт с КНДР может задеть Японию. «Не уверен, что лидеры этих стран так легко согласятся на силовую акцию, которую американцы-то будут наблюдать по телевизору», – заметил Жебин.
В Пхеньяне следят за усиливающимся беспокойством большого соседа, Китая. Жебин напомнил, что Корейский полуостров был на протяжении веков в китайской сфере влияния. Так что Китай сделает все для того, чтобы американские войска не оказались на корейско-китайской границе, а именно это и произойдет в случае ликвидации КНДР. Северокорейцы «понимают, что для американцев будет большим риском развязать войну прямо на границах России и Китая», – указывает эксперт. В этом принципиальное отличие Восточной Азии от Ближнего Востока.
Исходя из этого, демонстрация силы, скорее всего, так и ограничится демонстрацией.