Внеочередное заседание НАТО, связанное с обострением ситуации на границе Турции и Сирии, назначено на 28 июля. О его проведении попросила сама Анкара. Она рассчитывает, что Североатлантический совет поможет найти выход из ситуации, которая грозит перерасти в масштабное противостояние на территории самой Турции.
Турки хотели бы создать буферную зону в Сирии, воюя не против «Исламского государства», а против курдов, а потом уже и против Башара Асада
Экстренное совещание
«Североатлантический совет, который включает послов всех 28 стран – членов альянса, встретится во вторник, 28 июля, по запросу Турции, чтобы провести консультации по статье 4 Вашингтонского договора», – сообщается на сайте НАТО. Данная статья гласит, что «договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из договаривающихся сторон окажутся под угрозой».
Турция попросила о проведении заседания «в связи с серьезностью ситуации, возникшей после ужасных террористических атак, совершенных в последние дни, а также для того, чтобы проинформировать союзников о мерах, которые она принимает», информирует альянс. «Союзники внимательно следят за развитием событий и проявляют солидарность с Турцией», – отмечается в официальном коммюнике НАТО.
Ранее агентство Reuters со ссылкой на министерство иностранных дел Турции сообщило, что Анкара планирует обсудить с Советом военные операции в Сирии и Ираке и отчитаться о своем в них участии.
Накануне встречи представителей альянса стало известно о договоренности, достигнутой между Вашингтоном и Анкарой. Как сообщил высокопоставленный американский чиновник, страны будут взаимодействовать в вопросе создания своеобразной буферной зоны на севере Сирии. «Цель – создать свободную от ИГ зону и обеспечить больше безопасности и стабильности на протяжении границы Турции с Сирией», – передает его слова РИА «Новости» со ссылкой на Agence France-Presse. Идея создания подобной зоны возникала со стороны Турции и ранее, но не находила уверенной поддержки со стороны США.
Германия же, в отличие от США, продолжает настаивать на дипломатическом подходе к проблеме. В воскресенье канцлер ФРГ Ангела Меркель обратилась к премьер-министру Турции Ахмету Давутоглу с просьбой не прерывать мирный диалог с курдами, несмотря на все существующие сложности. Отметим, что курдское население устроило несколько акций протеста после того, как турецкие ВВС нанесли удары по позициям курдов в Северном Ираке. Волнения происходят на юго-востоке страны, близ границы с Сирией, где проживает большинство курдского населения.
Тысяча потенциальных террористов
Тем временем в Турции продолжаются масштабные задержания подозреваемых в связях с двумя запрещенными на территории страны группировками – «Исламское государство*» и Рабочая партия Курдистана. Первая ведет активные боевые действия в Сирии, в том числе и в северной части, практически у турецкой границы. Это вызывает серьезное беспокойство не только в близлежащих провинциях Шанлыурфа и Диярбакыр, где продолжаются волнения из-за недавних терактов, совершенных боевиком ИГ, но и в столице страны Анкаре.
За минувшую неделю в ходе спецопераций в 34 провинциях страны было задержано порядка 1050 человек, подозреваемых в причастности к одной из запрещенных группировок, о чем 27 июля сообщил представитель правительства. «Они осуществляли вооруженные нападения на наши силы безопасности или проводили подготовку к акциям», – заявляет официальный источник. Задержанные причастны к деятельности «Исламского государства», Рабочей партии Курдистана, Партии-фронта революционного народного освобождения и других маргинальных левацких группировок», приводит информацию ТАСС. Последние задержания происходили уже в столице, где в понедельник арестовано 15 вероятных членов ИГ, 11 из которых – граждане другого государства, сообщает DW.
Уровень угрозы повышен во всех торговых центрах Турции – с зеленого до оранжевого, что говорит о большой вероятности терактов. Раньше высокий уровень безопасности был введен только в крупных городах – Стамбуле, Анкаре, Анталье и Идлисе.
Напомним, что 20 июля террорист-смертник совершил самоподрыв у культурного центра в городе Суруч, жертвами которого стали 32 человека. Более 100 получили ранения. Большинство погибших – студенты, которые планировали отправиться в Сирию для участия в восстановлении города Кобани, разрушенного террористами ИГ. А 23 июля в Диярбакыре, неофициальной курдской столице страны, было совершено нападение на полицейских, двое из которых скончались. Ответственность взяла на себя РПК.
Буферная зона особого назначения
«Турки давно вынашивают идею о создании буферной зоны на территории Сирии в приграничной полосе, – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. – К этому их подталкивает ситуация в Сирийском Курдистане. Партия «Демократический союз» (левая партия, основанная в 2003 году сирийскими курдами – прим. ВЗГЛЯД) – это основная партия, которая там действует – аффилирована с Рабочей партией Курдистана и ведет боевые действия против «Исламского государства» в Сирии. Она взяла под контроль уже 400 километров сирийско-турецкой границы. Конечно, это настораживает турецкое руководство – речь о связи с РПК и всеми оттуда вытекающими последствиями», – поясняет Багдасаров.
«Граница там, по сути, размыта, и турки хотели бы создать там буферную зону, воюя не против «Исламского государства», а против курдов, а потом уже и против Башара Асада, – считает Багдасаров. – И сейчас они будут убеждать своих коллег по альянсу принять подобные меры. Им нужно, чтобы НАТО не было против буферной зоны», – уверен эксперт. Еще недавно американцы выступали против этой идеи, но ситуация меняется, отметил он. «После того как турки разрешили им использовать базу «Инджирлик» для нанесения ударов по территории Сирии, начал меняться и расклад американцев по этому вопросу», – поясняет Багдасаров.
Так называемая зона, свободная от ИГ, будет немалой, если НАТО даст на нее добро, считает Багдасаров. «Они будут создавать большую буферную зону – от Средиземного моря, от Латакии, и вводить войска на весь север, включая Алеппо. И они будут убеждать партнеров как угодно: декларировать территориальную безопасность и так далее. Но главное для них – это попасть в Сирию. Турецкие войска уже сосредоточены на границе. Они хотели вводить их еще 17 июля, но американцы на тот момент были против. Сейчас они уже передумали», – напомнил эксперт.
Немцы же свою позицию не меняют: они против этого, отмечает он. «В Германии живет много курдов, для них это не такое простое решение», – поясняет Багдасаров.
Под эгидой борьбы с ИГ власти Турции ведут борьбу с курдами, резюмирует эксперт. «Враг номер один для них – курды, номер два – Башар Асад, а ИГ – это структура, которую они, как сами верили, смогут контролировать очень долго. Но сейчас ИГ выходит из-под контроля. Однако вопрос номер один – это все равно курды». Создание буферной зоны, на которой будет настаивать Турция, поможет властям контролировать неспокойные курдские провинции, поясняет Багдасаров. «Неизвестно, как на это еще среагирует Иран. Возможно, предстоит быть большой войне», – добавил он.
В понедельник представители ополчения, воюющие в Сирии на стороне «Демократического союза» против ИГ, заявили Би-би-си, что турецкие войска обстреляли их позиции недалеко от Кобани. «Вместо того, чтобы вести огонь по позициям террористов из «Исламского государства», турецкие силы обстреливают позиции наших бойцов. Мы призываем турецкое руководство к прекращению агрессии и к соблюдению международных норм». Незадолго до этого Ахмет Давутоглу говорил, что Турция не намерена проводить в Сирии наземную операцию и ограничится только ударами с воздуха.
Все ближе к автономии
К действиям военного характера Анкару подталкивает и усиление позиций курдских политических лидеров, ставшее очевидным после недавних парламентских выборов, напомнил Багдасаров. «Не стоит забывать, что на юго-востоке страны победила Демократическая партия народов Салахеддина Демирташа. В Диярбакыре голосовало около 80 процентов населения. И там есть все предпосылки для создания (Курдистана). Когда курды говорят об автономии, они думают о независимости. Это очень серьезная ситуация», – отмечает он.
«Там (на сирийской стороне границы – прим. ВЗГЛЯД) сейчас есть базы РПК. Они имеют доступ к оружию. И если турки введут на север Сирии свои войска, то там начнется партизанская война, то есть конфликт будет расширяться», – уверен он.
Сирийское руководство не будет сидеть в стороне и смотреть, как это будет происходить, считает собеседник. «В Турции пошла полная дестабилизация, мы видим пример Диярбакыра. И если будет внешнее вмешательство в эту ситуацию, то есть правительство Сирии даст курдам оружие, то там может начаться война, по сравнению с которой сирийский конфликт покажется мелочью», – поясняет он.
Багдасаров напоминает, что, хотя РПК сейчас имеет около 15 тысяч бойцов, которые борются против ИГ, у них отличные резервы. «Около ста тысяч человек сидят и ждут команды. Курды берут на базы молодежь, учат ее воевать и отпускают по домам, потому что им не хватает оружия. И если кто-то извне поставит им вооружение, то юго-восток Турции может полностью выйти из-под контроля. Вспыхнет так, что мало не покажется», – полагает эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ