В четверг спикер Госдумы Сергей Нарышкин, будучи с визитом в Токио, перед вылетом в Москву провел встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Изначально сообщалось, что Нарышкин и Абэ могут встретиться в Токио, однако до последнего момента встреча оставалась под вопросом. При этом бывший глава правительства Японии Есиро Мори сообщил, что советовал действующему премьеру Абэ встретиться в Токио с председателем Госдумы России.
До присоединения к санкциям отношения Москвы и Токио развивались неплохо, в силу доверительных отношений Абэ и Путина
На встрече, которая продолжалась чуть менее часа, «обсуждался широкий круг вопросов межгосударственных отношений России и Японии». Судя по заявлению Нарышкина журналистам, одной из самых серьезных проблем в двусторонних отношениях следует считать участие Японии в антироссийских санкциях. Нарышкин напомнил, что правительство Японии «последовало за одиозными политическими силами и присоединилось к односторонним неправовым мерам».
Как известно, в апреле прошлого года Токио объявил о временном прекращении выдачи въездных виз 23 представителям официальных структур России и другим лицам. ТАСС напоминает, что с момента начала участия Японии в санкционной кампании заморожены активы ряда граждан России, якобы «причастных к событиям на Украине». Пяти российским банкам запретили размещать ценные бумаги на японском рынке.
«Чем больше будет продолжаться такое положение вещей, тем больший ущерб будет нанесен двусторонним российско-японским отношениям, – подчеркнул Нарышкин. – Надо, конечно, решительно положить конец этому, и необходимо политикам действовать в интересах собственного народа».
Нарышкин также указал на «внешние факторы», которые мешают восстановлению нормальных отношений двух стран. «У нас есть хороший потенциал для наращивания сотрудничества, чувствуется и взаимный интерес наших народов к расширению контактов. Уверен, мы могли бы добиться большего, но, к сожалению, этому препятствуют факторы, напрямую не связанные с отношениями России и Японии, препятствуют действия отдельных стран, находящихся на тысячи километров в отдалении и от России, и от Японии», – цитирует РИА «Новости» спикера Госдумы.
В одном из выступлений в Токио спикер Госдумы напомнил, что даже по итогам «санкционного» 2014 года Россия и Япония сумели сохранить уровень товарооборота, который Нарышкин назвал рекордным – примерно 30 млрд долларов. При этом, как сообщил 6 мая торгпред России в Японии Сергей Егоров, в среднесрочной перспективе потери японских компаний от участия страны в антироссийских санкциях можно оценить в 10 млрд долларов. Очевидно, что выход Японии из санкций, навязанных старшим союзником, США, выгоден в первую очередь самой Японии.
«Шайба сейчас на стороне Японии»
Из-за охлаждения российско-японских отношений до сих пор не состоялся планировавшийся на осень 2014 года визит президента России Владимира Путина в Японию. Но теперь приезд российского лидера может стать реальностью. Накануне на встрече с Нарышкиным зампред правящей либерально-демократической партии Японии, экс-глава МИД Масахико Комура подчеркнул: Токио заинтересован в приезде президента Путина для обсуждения территориальных вопросов, в частности, вопроса Курильских островов.
Россия готова работать над подготовкой визита российского руководителя в Японию, подчеркнул Нарышкин, выступая в четверг на российско-японском форуме «Точки соприкосновения». Спикер Госдумы пояснил: в Москве полагают, что эта возможная встреча должна обеспечить качественный рывок в двусторонних отношениях. «А для этого необходима, прежде всего, большая подготовительная работа по содержательному наполнению, – отметил Нарышкин. – Выполнить ее в одиночку невозможно: здесь требуется поддержка со стороны партнера. Мы готовы двигаться вперед, надеемся, что и Токио определится со своими планами».
Он отметил, что, по выражению президента России, «шайба сейчас на стороне Японии».
«Лавров не критиковал, а излагал точку зрения»
Что же касается самого болезненного момента в японо-российских отношениях – вопроса принадлежности Южных Курил (или «северных территорий» в японской терминологии), то Нарышкин подчеркнул, что согласен с мнением главы МИД Сергея Лаврова по курильскому вопросу. Напомним, Лавров во вторник заявил, что Япония остается единственной страной в мире, которая подвергает сомнению итоги Второй мировой войны, в частности, оспаривая принадлежность Курильских островов. «Насколько я понимаю, мой коллега Сергей Лавров не критиковал Японию по этой позиции, а излагал свою точку зрения, основанную на ранее подписанных международных документах, договорах, соглашениях. И с позиции такой констатации Сергея Лаврова я вполне согласен», – заметил Нарышкин.
Добавим, что президент Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что Россия не изменила свой подход к теме Курил в отношениях с Японией после воссоединения с Крымом. «Мы готовы к диалогу с Японией на этот счет (по Курильским островам), в том числе на основе известных документов 1956 года, которые были ратифицированы японским парламентом», – сказал Путин.
Речь идет о совместной декларации, которую в 1956 году подписали СССР и Япония: в документе Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии двух территорий – острова Шикотан и гряды Хабомаи – в случае заключения мирного договора. СССР рассчитывал поставить на этом точку, Япония же считала сделку лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все спорные острова.
#{interviewpolit}Ссылаясь на русско-японский «Трактат о торговле и границах» 1855 года, Токио требует передачи всех «северных территорий», включая крупные острова Кунашир и Итуруп. Последующие переговоры ни к чему не привели, поскольку позиция Токио оставалась непоколебимой. Впрочем, в декабре 2014 года действующий премьер Синдзо Абэ заявил, что Япония намерена работать в направлении решения территориального вопроса с Россией и подписания мирного договора.
«Отношения выходят из застоя»
В своем комментарии, опубликованном накануне визита Нарышкина, Japan Times, называя российского спикера «лицом, приближенным к президенту Путину», указывала: председатель Госдумы, которого ожидают встречи с главой палаты представителей Тодомори Осимой и, возможно, премьером Абэ, включен в европейские и американские санкционные списки. Однако напомним, еще в апреле прошлого года в Японии подтвердили отсутствие санкций в отношении Нарышкина.
«На мой взгляд, сам визит руководителя Госдумы в Японию, его встреча с заместителем председателя либерально-демократической партии Комурой говорит о сдвиге в российско-японских отношениях. Главное, что спикер был принят премьер-министром Синдзо Абэ, что не было заранее определено, – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Отношения выходят из того состояния застоя или даже отката, в котором они находились с того момента, когда Япония присоединилась к санкциям западных стран».
Впрочем, как отмечает Кистанов, Москва полагает, что визиту Путина в Японию должен предшествовать визит в Россию главы японского МИДа Фумио Кисиды. «Приезд Кисиды очень важен, в том числе потому, что он является сопредседателем российско-японской межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества и торговли», – поясняет эксперт. Неприезд Кисиды, похоже, расценивался российской стороной как то, что японцы не очень-то серьезно настроены на подготовку визита Путина, полагает Кистанов. По его мнению, на то, что японской стороне необходимо основательно подготовиться, указывали и комментарии пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, и заявления Нарышкина в Токио.
В силу доверительных отношений
Эксперт напоминает, что до присоединения к санкционной кампании отношения Москвы и Токио «развивались очень неплохо, поступательно». «В значительной степени это развитие базировалось на, как говорят в Японии, личных доверительных отношениях между Владимиром Путиным и Синдзо Абэ, – отмечает Кистанов. – Еще после избрания Путина на пост президента в 2012 году российский лидер повел речь о необходимости искать компромисс, взаимоприемлемое решение по территориальному вопросу».
По словам собеседника, японцев очень обнадежило то, что Путин оценил отсутствие мирного договора между двумя странами как ненормальное положение вещей. Это несколько сгладило тот эффект, который произвел визит Дмитрия Медведева на остров Кунашир в 2010 году. «Синдзо Абэ, будучи в 2013 году с визитом в Москве, на встрече с Путиным заявил о необходимости развивать отношения, после чего японский премьер-министр и российский президент неоднократно встречались, вплоть до введения Японией санкций», – напомнил Кистанов.
По его словам, в конце 2014 года Япония «начала метаться между Москвой и Вашингтоном, она не смогла ослушаться своего главного партнера на международной арене», что и привело к срыву визита Путина в Токио. Впрочем, добавляет Кистанов, следует вспомнить о встрече лидеров двух стран на полях саммита АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года.