Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) удовлетворил жалобу бывших акционеров компании ЮКОС к Российской Федерации и присудил им компенсацию материального ущерба в 1,86 млрд евро. Фактически это стало еще одной экономической санкцией против России.
Они (ЕСПЧ) уже много лет позволяют себе трактовать Европейскую конвенцию по правам человека по своему усмотрению
Жалоба бывших акционеров ЮКОСа была рассмотрена еще в 2011 году, но решение ЕСПЧ созрело лишь спустя три года. Другой европейский институт, Арбитражный суд в Гааге, несколько дней назад также удовлетворил жалобу бывших совладельцев ЮКОСа, обязав Россию выплатить истцам 50 млрд долларов. На принятие этого решения у гаагского суда ушло без малого 10 лет – судебный процесс начался еще в 2005 году.
Время принятия синхронных антироссийский решений демонстративно совпадает с чередой санкций и информационной войной, развязанной Европой и США против Москвы. Фактически не скрывается, что многомиллиардные штрафы – очередной способ оказать давление на российские власти, повлиять на решение украинского вопроса.
Променяв роль третейского судьи на роль политического игрока, ЕСПЧ и Гаагский арбитражный суд дискредитировали себя, как ранее это произошло с Нобелевской премией. Премия мира, присужденная президенту США Бараку Обаме, виновнику гибели десятков тысяч человек – мирных граждан других государств, иностранных и американских военных, превратила некогда весомую премию в элитный политический инструмент. Таким же инструментом, но заточенным в этот раз под шантаж, давление и сведение политических счетов, становятся и некогда независимые европейские институты с безупречной вековой репутацией.
Европейский суд по правам человека уже обвиняли в превышении полномочий. В прошлом году британский адвокат лорд Джонатан Сампшен опубликовал доклад, где говорится о том, что своими действиями ЕСПЧ «значительно выходит за пределы допустимых полномочий» и подрывает демократические процессы.
«Они (ЕСПЧ) уже много лет позволяют себе трактовать Европейскую конвенцию по правам человека по своему усмотрению, – пишет лорд Сампшен. – Судьи из ЕСПЧ называют себя демократами, но на самом деле они навязывают законы, как в свое время это делали коммунистические лидеры».
Британский адвокат отдельно подчеркивает, что ЕСПЧ использует Конвенцию о защите прав человека для вторжений во внутреннюю политику государств. Параллельно с появлением доклада Сампшена в лондонском апелляционном суде прозвучал призыв игнорировать указания, поступающие из ЕСПЧ. Юристы заявили, что повиновение Страсбургу было «большой ошибкой в юрисдикции страны».
Как отмечают сторонние эксперты, суд в Гааге не привел ни одного рационального довода в пользу 50-миллиардной суммы компенсации. Так, эксперт аналитического центра Madhyam Кавалджит Сингх говорит, что суд распорядился деньгами российского правительства в пользу пяти неграждан России, являющихся олигархами. Это, по мнению эксперта, показывает системный антироссийский уклон гаагского трибунала.
Впрочем, судя по всему, неправомерность принятия решений Страсбургским и Гаагским судами компенсируется возможностью подачи апелляции. Россия не намерена признавать штрафы и будет оспаривать их.
По мнению экспертов, у России достаточно аргументов для отмены спорных решений. «Надо вспомнить, при каких обстоятельствах ЮКОС был приобретен. Он же был практически получен от государства даром, – приводит BFM слова директора Московской коллегии адвокатов «Липцер, Ставицкая и партнеры» Дмитрия Аграновского, чье бюро специализируется на жалобах в Европейский суд. – Ведь все мы прекрасно помним, что проходившая в начале 90-х приватизация напоминала мародерство, когда у погорельцев тащили последние сапоги. Кто-то утащил в ЮКОС, кто-то – в «Норильский никель». Поэтому мне кажется, что если наши власти решатся обжаловать решение, то у них может быть очень сильная позиция. При условии, если они вспомнят, при каких обстоятельствах и по каким ценам бывшее госимущество досталось этим акционерам».
Кроме того, Минфин России утверждает, что Арбитражный суд Гааги не был компетентен рассматривать иск совладельцев ЮКОСа. А Минюст России заявляет, что не рассматривает решение европейского суда как пример «справедливого и беспристрастного подхода к оценке юридических и фактических обстоятельств дела».
Взыскание штрафов за налоговые нарушения со стороны бывшего руководства ЮКОСа производилось в полном соответствии с российским законодательством, утверждает ведомство. Более того, решение о выплате компенсации противоречит позиции самого ЕСПЧ, который 20 сентября 2011 года принял решение не в пользу бывших акционеров, «подтвердив выводы российских судов о мошенническом характере так называемых схем оптимизации налогообложения, примененных компанией-заявителем».
Ситуация на Украине и повышенный интерес США и Европы к киевской власти открывают фактически безграничные возможности и для более мелких оппозиционеров. Свою долю за участие в международной антироссийской кампании сегодня может получить каждый, кто поспешит пожаловаться в ЕСПЧ на Москву.
Первым в очереди, заработавшим 26 тыс. евро, стал бывший первый вице-премьер России, а сейчас депутат Ярославской областной думы Борис Немцов. ЕСПЧ решил, что оппозиционер понес моральный ущерб, когда в 2010 году не подчинился требованиям полиции и был арестован на 15 суток. Суд признал, что Немцов содержался в «бесчеловечных условиях», а его задержание за нарушение российского закона было «незаконным и произвольным».
Можно ожидать, что вскоре ЕСПЧ удовлетворит и жалобу панк-группы Pussy Riot, чье заявление до сих пор не вызывало особого интереса европейских правозащитников. Теперь же любые требования к Москве приобретают особое значение. Запад спешит предъявить России все новые претензии, для чего пригодятся даже иски, невостребованные ранее в силу своей необоснованности и бесперспективности. Но политическая составляющая позволит реанимировать эти жалобы.