Ситуация в Ираке резко ухудшилась в последние дни, когда боевики группировки «Исламское государство* Ирака и Леванта» (ИГИЛ*) захватили двухмиллионный город Мосул и родину Саддама Хусейна – Тикрит, после чего заявили о намерении развернуть наступление на Багдад.
В Ирак нельзя было входить, но уж если Америка оккупировала эту страну, ее нельзя было бросать на произвол судьбы – так, как это сделал президент Обама
Иракские военнослужащие бежали из этих районов под напором сил экстремистов, многие военные были захвачены в плен, некоторые казнены боевиками. На прошлой неделе президент США Барак Обама заявил, что Вашингтон не намерен «посылать войска обратно на войну в Ирак», однако отметил, что Белый дом рассматривает другие формы помощи иракским властям. В то же время США усилили охрану посольства в Багдаде.
О том, почему конфликт в Ираке обострился с новой силой и к чему он может привести, газета ВЗГЛЯД побеседовала с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.
(фото: ИТАР-ТАСС) |
ВЗГЛЯД: Евгений Янович, почему ситуация в Ираке вышла из-под контроля правительства?
Евгений Сатановский: Возможно, она и не была под контролем правительства. Правительство либо не контролировало часть территорий, либо вело политику, которая привела к вялотекущей гражданской войне. Именно поэтому в суннитских регионах исламисты ИГИЛа были поддержаны местными шейхами, у которых не было ни доли в нефтяном пироге, ни мест во властной пирамиде. Более того, ополчение «Ас-Сахвы», которое весьма активно и эффективно было сколочено американцами и воевало в провинции Анбар с «Аль-Каидой*», не было в нарушение договоренностей интегрировано в полицию и армию Ирака. И сегодня бойцы «Сахвы» фактически присоединяются к тем отрядам суннитов, которые захватывают провинции Найнаву и Анбар.
Группировка ИГИЛ не могла перебросить на территорию Ирака больше 3 тысяч боевиков из всех 6–7 тысяч, которые у нее имеются в наличии – остальные воюют в Сирии. И тем не менее иракская армейская группировка рассыпалась на глазах, армия разбежалась, в руки боевиков попали сотни бронетранспортеров, авиационная современная техника, военное снаряжение на миллиарды долларов. По-моему, правительство ничего не контролировало. И это не только иракская ситуация, в Афганистане будет то же самое.
ВЗГЛЯД: Известно, что иракскому парламенту не удалось проголосовать за введение чрезвычайного положения в стране, так как не набрался кворум. Сообщалось, что лишь 128 из 325 парламентариев присутствовали на заседании парламента. Почему они не могут договориться, даже когда от этого зависит дальнейшее существование государства?
Е. С.: Испокон веков в Ираке никто ни с кем не договаривался. Там или есть диктатор, как Саддам Хусейн, или пытающиеся стать новым Саддамом авторитарные лидеры, с большим или меньшим успехом разваливающие страну: вроде Айяда Аллауи (бывший премьер – прим. ВЗГЛЯД), Нури аль-Малики (нынешний премьер-министр – прим. ВЗГЛЯД). Мы знаем, что курдские, шиитские, суннитские депутаты не могут договориться между собой в принципе. Это касается даже шиитов, потому что на юге силен Муктада ас-Садр с его «Армией Махди», да и в Басре влияние действующего премьера Нури аль-Малики очень слабо. Не работает демократическая система в таких государствах и работать не может. Это демонстрирует, помимо Ирака, Ливия, Тунис и многие другие. Даже в условиях смертельной опасности правительство, парламент не способны объединиться.
ВЗГЛЯД: Обама заявил, что Вашингтон не намерен «посылать войска обратно на войну в Ирак», однако отметил, что Белый дом рассматривает другие формы помощи иракским властям. Какая это может быть помощь?
Е. С.: Возможно, американский президент помолится за здравие иракского народа. Возможно, американский президент произнесет еще одну прочувствованную речь, у него это замечательно получается. Не исключено, что он пожалуется жене. Соединенные Штаты бросили на произвол судьбы Ирак – так же, как они бросили на произвол судьбы Афганистан. И в ближайшее время после вывода американских войск из Афганистана там будет все то же самое, что в Ираке, если не хуже. Прислушиваться, что говорит как минимум вот этот американский президент, абсолютно бессмысленно.
ВЗГЛЯД: Джон Керри не исключал, что для остановки продвижения боевиков исламистской группировки ИГИЛ в Ираке могут быть использованы американские беспилотники. Ранее Guardian сообщала, что США рассматривают возможность нанесения авиаударов по позициям боевиков ИГИЛ не только в самом Ираке, но и на территории Сирии.
Е. С.: Очередные американские звенья бомбардировщиков полетят туда, куда начальство скажет. Вопрос в том, что это не более чем символическая поддержка, которая поможет Нури аль-Малики и Ираку как мертвому припарка.
Решение запоздало как минимум на год. В свое время Нури аль-Малики просил о поддержке авиационной, беспилотными летательными аппаратами против суннитских радикалов – ему было отказано. На сегодняшний день с ИГИЛ в Сирии воюют отряды «Джабхат ан-Нусра» – чистой «Аль-Каиды» – и курдские боевики. Но поддерживает ее Катар – ближайший союзник Соединенных Штатов.
Какая разница, куда будут сброшены те несколько бомб, которыми американцы будут символизировать, что они держат руку на пульсе – исламистов это не остановит. А реальная война против радикального ислама Обамой с треском проиграна.
ВЗГЛЯД: Сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм предполагает, что на фоне последних событий в Ираке Соединенным Штатам не удастся избежать нового террористического акта, сопоставимого с атакой на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Насколько реальна угроза для США и их партнеров?
Е. С.: Соединенные Штаты, организуя террористическую войну против советской армии в Афганистане, выпустили на волю настоящего джинна – политический исламизм. При поддержке Саудовской Аравии, Катара, Пакистана он набрал обороты. Американцы, разгромив своими собственными руками светские военные диктатуры и авторитарные режимы в арабском мире, предоставили широчайший плацдарм для различных группировок, самой известной из которых является «Аль-Каида», ненависть которой к Соединенным Штатам существенно больше, чем это можно даже предположить.
Не могу сказать, будет ли сегодняшний зеленый террористический интернационал концентрироваться на супертеракте на территории США вроде 11 сентября, или военные действия исламистов против Америки приобретут другой характер. Во всяком случае ситуация в Ираке означает существование там исламистского квазигосударства, причем на значительной территории с колоссальными нефтяными ресурсами, с огромными запасами оружия, со значительными ресурсами сельскохозяйственных земель (с продовольственной точки зрения оно будет абсолютно независимым). И это куда хуже, чем 11 сентября.
ВЗГЛЯД: Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал произошедшее в Ираке провалом авантюры США и Британии в Ираке...
Е. С.: Здесь трудно не согласиться. Я бы даже использовал более жесткие выражения. Это катастрофа, причем далеко не регионального масштаба. Соединенные Штаты, безусловно, повели себя максимально безответственно. В Ирак нельзя было входить, но уж если Америка оккупировала эту страну, совершенно точно ее нельзя было бросать на произвол судьбы – так, как это сделал президент Обама.
ВЗГЛЯД: Эксперты отмечали, что боевики действуют в Ираке давно, но их не воспринимали всерьез, и совершенно напрасно. Действительно ли их не воспринимали всерьез?
Е. С.: Мировое сообщество – политическое, политологическое, экспертное, журналистское – занимается в основном обработкой различных благоглупостей, которые исходят из Госдепартамента, Организации Объединенных Наций и так далее. Например, всех безумно волнует вопрос строительства Палестинского государства. Ближний Восток разваливается пополам и вдребезги, миллионы беженцев превращаются в десятки миллионов, сотни тысяч погибших – в миллионы, а у госсекретаря Керри нет другой заботы, кроме как выкрутить руки израильтянам, чтобы они в очередной раз пообщались со спонсорами палестинских террористов. Ему просто некогда воспринимать какую-то информацию из других регионов Ближнего Востока.
Кроме того, вопрос стоит о квалификации тех, кто занимается этим регионом. По госпоже Псаки, например, мы знаем квалификацию личного состава Госдепартамента – и это даже не катастрофа, это клоунада. Ближним Востоком занимаются не более профессиональные люди.
ВЗГЛЯД: Будет ли вмешиваться в ситуацию Россия и чем закончится иракский конфликт?
Е. С.: У России на руках кризис на Украине и тяжелейшая ситуация в Центральной Азии, где после ухода из Афганистана американской армии начнется центральноазиатская весна. Она затрагивает куда более важные регионы для России, чем Ирак: Узбекистан, Киргизию и другие республики Центральной Азии.
Кроме того, полагаю, что Российская Федерация не имеет достаточно ресурсов, чтобы вмешиваться везде, где только возможно. Если Обама полагает, что Россия – держава региональная, а Соединенные Штаты – глобальная, то пусть он в качестве глобального президента решает эту проблему. Например, после ухода с поста американского президента может избираться на пост президента Ирака.
Сценарий для Ирака только один – катастрофический распад страны с непредсказуемыми последствиями для всего региона. И, разумеется, резкое обрушение производства нефти, включая коллапс нефтяного рынка, потому что цены явно поднимутся.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ