В воскресенье события вокруг Крыма продолжали бурно развиваться. Так, председатель Верховного совета Крыма Владимир Константинов выступил с обращением к крымчанам, в котором перечислил все преимущества от вхождения в состав соседнего государства.
Россия платила больше 90 млн долларов Киеву за аренду базы Черноморского флота, до этого момента Севастополь как самостоятельный субъект получал только 30 млн
«Родина ждет нас. Если мы сделаем правильный выбор, нам помогут адаптироваться в родном для нас государстве. Уже наработаны необходимые для этого программы для учащихся, бюджетников, пенсионеров, которые предусматривают защиту интересов наших граждан, позволят им избежать потерь во время этого перехода. Нам готовы помогать центральное руководство Российской Федерации, российские регионы», – подчеркнул Константинов в обращении к крымчанам. Он призвал «не упустить шанс, оставаясь крымчанами, никуда не переезжая, вернуться домой – в Россию».
Тем временем политологи обсуждают выгоды для самой России от присоединения Крыма, директор Центра политической информации Алексей Мухин насчитал их как минимум четыре. «Российское присутствие на Черном море усиливается. Это важный геополитический момент. Во-вторых, мы получаем дополнительно портовые мощности. Третий момент – мы получаем довольно серьезные преференции при выстраивании отношения с юго-восточными и восточными частями Украины», – перечисляет Мухин в интервью газете ВЗГЛЯД.
Что касается давнего спора двух республик о границе в Азово-Керченском бассейне, а также необходимости для российских кораблей платить Киеву за проход через Керченский пролив, то эти две проблемы отпадут теперь сами собой. Отметим, что, по данным Минтранса, за проход по Керчь-Еникальскому каналу российские суда платили Украине порядка 15 млн долларов в год. Это плата за навигационные, лоцманские услуги и ряд других сборов.
По мнению Мухина, такое развитие событий, кроме того, будет иметь сильный психологический эффект и внутри России. «Если произойдет воссоединение с Крымом, то политический рейтинг властей вырастет довольно серьезно», – предположил эксперт.
Модернизировать весь флот
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что в случае присоединения Крыма Москва сможет полностью модернизировать весь Черноморский флот, ввести в его боевой состав новые корабли и подводные лодки, а также модернизировать объекты береговой инфраструктуры.
Напомним, что ранее Киев препятствовал обновлению Черноморского флота (ЧФ), пользуясь своим правом контролировать передвижение российских кораблей. По условиям договора о базировании ЧФ российские части обязаны были запрашивать разрешение украинских властей на любые свои перемещения по акватории или по суше.
«Корабли военно-морских сил Украины, остающиеся в Крыму, в соответствии с принятыми властями в АРК решениями, перешли в собственность Крыма. ВМС Украины фактически прекращают свое существование, за исключением нескольких кораблей, ушедших в Одессу», – констатировал Коротченко. Таким образом, России вместе с Крымом достанутся и бывшие ВМС Украины.
«Россия платила больше 90 млн долларов Киеву за аренду базы Черноморского флота, до этого момента Севастополь как самостоятельный субъект получал только 30 млн – одну треть от того, что Россия платила. Так что Россия сможет сэкономить огромные деньги, – заявил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты, директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров. – К тому же, Крым – притягательный, перспективный для развития регион».
Напомним, согласно Харьковским соглашениям, с 2017 года аренда за базирование Черноморского флота увеличилась бы с 97 млн до 100 млн долларов.
Крымские татары, безусловно, тоже выиграют, добавил Федоров. Он напомнил, у репрессированных народов на Украине нет никаких льгот. «В России автоматически действуют льготы, которые получают репрессированные народы. Кроме того, Татарстан им обещал оказать всяческую помощь. Им будут предоставлены места в органах власти Крыма», – резюмировал эксперт.
События в Крыму, напоминает Федоров, – это справедливая реакция на ту вакханалию, которую устроили власти в Киеве. «Если Крым останется в составе Украины и при нынешней власти, его ждет только разорение, кровь, кризис, постоянные конфликты, «причем давление будет оказано не только на русских, но будет запрещен татарский и другие языки», – предположил эксперт, посетивший полуостров на этой неделе.
Но Федоров пока не уверен, что большинство крымчан поддержит идею присоединения. «Пока рано говорить, что Россия присоединит Крым, это еще должен решить крымский народ», – оговорился он.
Уход Крыма сильно ударит по Киеву
В отличие от Федорова, глава Совета по оборонной и внешней политике Федор Лукьянов уверенно предрекает положительный исход референдума. «Проявляется политическая воля для того, чтобы провести референдум с более вероятным исходом в пользу присоединения, а потом принять его в состав РФ», – констатировал политолог. К плюсам от приема Крыма Лукьянов отнес прирастание к России дополнительной территории и курортов.
Кроме того, предсказывает Лукьянов, потеря Крыма нанесет удар по репутации нынешних киевских властей, дееспособность которых и так вызывает сомнение.
«Они находятся в ситуации такой постреволюционной стихии, которая с самого начала не была удовлетворена той конфигурацией правительства, которая создалась. Сейчас возникает новое ощущение, мне кажется, на Украине никто не ожидал, что Крым отвалится так быстро и так окончательно», – отметил Лукьянов. По его мнению, в Киеве начинают осознавать, что Крым, скорее всего, де-факто потеряли. «И возникают уже вопросы, в том числе к премьер-министру Яценюку: «А где вы были? А что же такое?».
Лукьянов напоминает заявление, которое прозвучало из уст Арсения Яценюка во время его визита в Брюссель, фактически признающее, что с Крымом уже ничего сделать нельзя. По мнению политолога, на почве настроений, царящих в Киеве, «и на остаточном Майдане, который по-прежнему имеется, может переродиться в новый острый кризис власти».
«Даже не присоединяя Крым, но установив над ним полный контроль, РФ получает еще и сильный аргумент в торге с Западом по вопросам будущего Украины и ее геополитического выбора», – заметил по этому поводу «Коммерсантъ».
Напомним, валовой региональный продукт (ВРП) Крыма в 2012 году составлял $4,3 млрд. Это 2,4% ВВП Украины, а к ВВП России полуостров прибавит 0,2%. Основные отрасли экономики – это отнюдь не туризм, как может показаться многим россиянам, а промышленность, торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство. В 2012 году промпредприятия Крыма реализовали продукции почти на 2,8 млрд долларов, из нее 60% приходилось на перерабатывающую промышленность – производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (26%), химические и нефтехимические предприятия (20%) и машиностроительные заводы (10%).
Выпрямление «потока»
Теоретически перемены в статусе Крыма могут изменить и маршрут проекта «Южный поток». Провести часть «потока» по югу Украины еще в сентябре 2011 года предложил Виктор Янукович. В Киеве тогда заманивали Россию расчетами о том, что прокладка трубы по украинской суше удешевит «Южный поток» в 5 раз. Однако Газпром не проявил заинтересованности в очередном попадании в зависимость от малонадежного партнера.
«Можно было бы провести через Крым, выйти в Евпатории и дальше – в Черное море. Но какой смысл, когда можно просто напрямую?» – риторически спросил тогда замглавы Газпрома Валерий Голубев. Если предположить, что Крым теперь изменит свою юрисдикцию, то позиция российских газовиков теперь также может измениться.
По нынешнему варианту проекта морской участок газопровода пройдет от Анапы по дну Черного моря, в исключительных экономических зонах России, Турции и Болгарии.
4 марта Газпром заявил о том, что сдача первого этапа проекта сдвигается на конец следующего года. Однако несколько дней спустя агентство Moody's выпустило неожиданный прогноз о том, что в ответ на кризис на Украине Газпром, наоборот, ускорит инвестиции в «Южный поток» и ради этого временно отложит другие проекты, например, газопровод в Китай. В отчете Moody's подчеркивается: европейские партнеры Газпрома предпримут усилия для бесперебойного получения российского газа, на который приходится почти треть газового импорта Евросоюза.