После подсчета 65% голосов стало известно, что на воскресных выборах в парламент Болгарии партия ГЕРБ – «Граждане за европейское развитие Болгарии» – набирает 39%. Это значит, что оппозиция во главе с экс-премьером Бойко Борисовым победила.
Если противостояние между Западом и Россией по поводу Украины продлится до зимы, правительству Болгарии придется пройти по дипломатическому канату
«Абсолютного большинства набрать не удалось, так что придется создавать коалицию», – посетовал Борисов, не уточнив, с кем именно будет договариваться. Очевидно, что теперь предстоят долгие и сложные переговоры о том, кто войдет в правительство и на каких условиях.
Как сообщил ТАСС, председатель Болгарской социалистической партии (БСП), которая до сих пор была правящей, Михаил Миков признал результаты выборов. Напомним, что БСП слывет дружественной по отношению к России, она же активно раньше продвигала проект «Южного потока». В итоге «Южный поток» и вообще отношения с Россией оказались одной из главных тем избирательной кампании. ГЕРБ традиционно выступала против трубопровода.
Ближе к выборам, однако, Борисов пообещал в случае своей победы возобновить работы – но только если они будут отвечать требованиям Евросоюза. Борисов пригрозил в любом случае отказаться от услуг российских компаний, попавших под санкции, и вообще компаний, аффилированных с гражданами России из черных списков Евросоюза и США. В любом случае ГЕРБ будет вынуждена считаться с мнением партнеров по будущей коалиции, а парламент Болгарии будет очень пестрым, поскольку в него попало рекордное количество партий – восемь. Расклад сил по отношению к «Южному потоку» пока также напоминает калейдоскоп.
«Реформаторский блок» (набрал 8,5%), объединяющий пять партий, не только высказывается против трубопровода, но еще и обвиняет правительство в «тайном продолжении» строительства. Зато националистически настроенная «Атака», набравшая 5%, всегда выступала за дружбу с Россией.
«Движение за права и свободы» (ДСП), которая отражает интересы турецкого меньшинства, набрала 11,8% – эта партия вместе с социалистами еще недавно была в правительстве и, соответственно, была не против «Южного потока». Остальные три небольшие партии, попавшие в итоге в парламент, – это «Патриотический фронт» (7,5%), «Болгария без цензуры» (6%) и коалиция «Альтернатива за болгарское возрождение», набравшая 4,6%. Все они в канун выборов и вовсе предпочли свое отношение к трубопроводу не афишировать.
«Холода вправят мозги»
Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов объясняет это прагматичностью: «Партии сначала должны определиться с количеством кресел, которое они займут, а затем присоединятся к большинству. С этой точки зрения у России большие перспективы. Думаю, холод им остудит мозги. В ином случае Болгарии не избежать новых досрочных выборов – если зимой люди будут мерзнуть, то и это правительство будет отправлено в отставку».
Симонов напоминает про запутанность политического ландшафта Болгарии.
«Принято считать, мол, социалисты всегда за российские проекты, в том числе и за «Южный поток», а Бойко Борисов – принципиально против. Однако на нынешние выборы партии шли с противоположными лозунгами. Считающийся проамериканским Борисов декларировал, что Болгарии проект жизненно необходим, а социалисты, напротив, проявляли лояльность Евросоюзу и начали строить козни по «Южному потоку», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По мнению эксперта, если следовать формальной логике и верить в предвыборные обещания, то на самом деле болгарские избиратели проголосовали в пользу «Южного потока». «У Бойко Борисова может быть и искренняя в этом плане позиция, это не просто попытка сыграть на антитезе. Борисов – опытный политик, и именно при нем и были заключены соглашения и начато строительство «Южного потока», – напомнил Симонов.
Поток преткновения
Эксперты, однако, вообще сомневаются в том, что от Софии в судьбе «Южного потока» что-то будет зависеть. «Болгары, конечно, помнят холодную зиму 2009 года, когда Россия прекратила поставки газа в Болгарию и другие европейские страны во время газовой войны с Украиной. Тогда Болгария в январе на несколько недель осталась без тепла, – напомнил газете ВЗГЛЯД председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. – Лидер партии ГЕРБ Бойко Борисов заявлял, что в случае победы на выборах даст согласие на возобновление работ, если они будут отвечать требованиям Евросоюза. Но необходимо учитывать, что о самостоятельности болгарских властей говорить не приходится. Насколько я знаю, они ждут помощи от Евросоюза и США в 15 млрд евро, которые должны пойти на поддержку экономики».
Поэтому главным, по мнению Грачева, остается вопрос, насколько удастся Евросоюзу договориться с Москвой. «Мне кажется, в итоге, пусть сложно, не сразу, но положительное решение по «Южному потоку» будет принято. Иными словами, они придут к «Южному потоку», потому что нуждаются в нем больше, чем мы», – уверен Грачев.
Министр энергетики России Александр Новак, как и Грачев, выразил в понедельник уверенность в том, что работа по «Южному потоку» продолжится. Правда, он связал это с формированием нового правительства не Болгарии, а всего Евросоюза – то есть Еврокомиссии, сообщил РБК.
С «Южным потоком» Болгария превращается из страны, которая получает газ последней, в страну-транзитера
Пройти по дипломатическому канату
Перспективы «Потока» в понедельник обсуждала и западная печать. «Многие болгары поддерживают проект, так как надеются, что это принесет много новых рабочих мест», – отмечает агентство Associated Press (здесь и далее – перевод газеты ВЗГЛЯД).
Агентство Reuters напоминает, что Болгария входит в число стран, наиболее уязвимых перед лицом сокращения газовых поставок. «Если противостояние между Западом и Россией по поводу Украины продлится до зимы, правительству Болгарии придется пройти по дипломатическому канату по поводу предполагаемого строительства газопровода «Южный поток» в обход Украины. Под давлением ЕС и США София нехотя приостановила работу над проектом в июне».
Председатель Торгово-промышленной палаты Болгарии (ТППБ) Цветан Симеонов в интервью болгарской газете «Дума» призвал рассматривать Южный поток только как экономический проект, оценивая его с точки зрения прибыльности. «Болгарским предприятиям необходимы низкие цены на энергию, чтобы оставаться конкурентоспособными на зарубежных рынках, – сказал Симеонов. – Дальнейшие шаги Болгарии в отношении «Южного потока» требуют больше прозрачности и публичных решений».
Оппозиция неоднократно обвиняла правительство в непрозрачности проекта. Известный болгарский литератор и политический деятель Эдвин Сугарев назвал «Поток» самой «масштабной коррупционной сделкой в истории страны». Споры вокруг проекта оказались главными и на повестке майских выборов в Европарламент, на которых правящие социалисты выступили слабо. В итоге в стране возник политический кризис, который завершился роспуском парламента – и в минувшее воскресенье состоялись перевыборы. В общем, «Южный поток» косвенно и вызвал и саму досрочную смену власти.
«В Болгарии все больше людей понимают, что «Южный поток» очень бы сильно их выручил, – напоминает Симонов. – Может оказаться так, что Болгария будет принесена в жертву. Евросоюз не хочет договариваться с Россией по Украине, Украина не хочет договариваться тоже».
При этом Западная Европа, напомнил эксперт, готова к зиме достаточно неплохо, газовые хранилища, в частности, уже заполнены. «Хуже всего ситуация у балканских стран и у Болгарии в частности. Туда не дотягивается «Северный поток», в Болгарии только одно небольшое хранилище газа. В этой истории она может стать разменной монетой. Конечно, им это не нравится. С «Южным потоком» Болгария превращается из страны, которая получает газ последней, в страну-транзитера. Более того, те финансы, которые утекают сегодня на Украину, перетекали бы в болгарский бюджет», – сказал Симонов.
Раскололись почти пополам
Напомним, в июне внутри правительств Сербии и Болгарии вспыхнули открытые споры вокруг «Южного потока». Под давлением Запада – в том числе скандально известного сенатора Джона Маккейна – в Софии и Белграде объявили было о «заморозке» проекта, но чуть позже другие члены правительств опровергли заявления коллег.
В начале августа София, однако, все же объявила о заморозке проекта. Причем произошло это спустя несколько дней после того, как республика угодила в очередной кризис власти – президент досрочно разогнал парламент и назначил его перевыборы. Эксперты не исключали, что очередные упреки в адрес Москвы были связаны как раз с предвыборной кампанией.
Еврокомиссия считает, что проект нарушает Третий энергопакет Евросоюза, вдобавок у Еврокомиссии есть подозрения в отношении совместного российско-болгарского тендера на строительство газопровода. В ЕС считают, что Болгария провела тендер нечестно и поставила в привилегированное положение российские и болгарские компании.