В Польше прошли траурные мероприятия по случаю годовщины авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибли президент страны Лех Качиньский, высокопоставленные чиновники и военные.
Данные о том, что три человека выжили в результате авиакатастрофы в Смоленске, мы получили от трех разных людей, совершенно независимых друг от друга
Утром премьер-министр Дональд Туск возложил венки к мемориалу погибшим на военном кладбище «Повонзки». «Я верю, что наступит такой день, когда эта грустная, трагическая годовщина смоленской катастрофы перестанет разделять поляков и можно будет вместе без плохих эмоций предаться размышлениям и молитве», – сказал глава правительства.
Несколько тысяч человек у президентского дворца в центре Варшавы почтили память жертв. Траурные мероприятия здесь традиционно возглавил лидер оппозиционной партии «Закон и справедливость», брат-близнец покойного главы государства Ярослав Качиньский. Ожидая прибытия лидера, люди в толпе делились последними новостями. Так, один мужчина рассказывал об установке поклонных крестов, а другой раздавал буклеты с «самой новой молитвой». Шел сбор денег на памятник чете Качиньских.
Как передает РИА «Новости», ровно в 8.41 по варшавскому времени (10.41 мск) – в это время самолет разбился при заходе на посадку – ведущий мероприятия начал траурное выступление. Ярослав Качиньский прибыл с опозданием, протиснулся через толпу людей с флагами и возложил венок к принесенному по этому случаю к воротам дворца деревянному кресту. Затем собравшиеся прочли молитву «Отче наш», а на большом экране, установленном напротив дворца, начался показ нового документального фильма о катастрофе. Племянница Ярослава Качиньского Марта Качиньская молилась у могилы родителей в Кракове.
Качиньский заявил, что трагедия не забыта. «Мы вправе требовать оглашения правды! В Польше есть миллионы наших соотечественников, которые не позволят собой манипулировать», – сказал Качиньский, а затем вновь объявил публике, что гибель брата стала результатом заговора.
Впрочем, таких слов от Качиньского аудитория уже наверняка ждала, поскольку версию о заговоре, намекая на «русский след», он повторяет уже три года.
#{image=684265}Однако настоящую сенсацию накануне вечером вызвал соратник Качиньского, глава польской парламентской комиссии по расследованию причин катастрофы Антони Мачеревич. Он сообщил, что в катастрофе «выжили три пассажира», однако, как дал понять депутат, они позднее все же погибли из-за недостаточной медицинской помощи.
То ли передали в прокуратуру, то ли нет
В интервью газете ВЗГЛЯД Мачеревич объяснил, почему в минувшие три года он скрывал эту информацию. «Этот вопрос не фигурировал пока в наших официальных выводах по одной причине: нам надо очень тщательно проверить полученные данные», – сказал Мачеревич.
«Данные о том, что три человека выжили в результате авиакатастрофы в Смоленске, мы получили от трех разных людей, совершенно независимых друг от друга. Все они были на месте катастрофы, и у нас нет оснований сомневаться в их искренности. Мы совершенно уверены в том, что эти люди говорят, так скажем, трезво, – заявил Мачеревич. – Но при этом хочу заявить, что мы сами не можем проверить истинность их показаний, что также является причиной того, что до сих пор не включили эти сведения в наши документы».
«Эти люди свои показания основывают на словах медиков, которые работали на месте катастрофы с первых минут после трагедии. А ведь это специалисты, зачем им врать? Мы не сомневаемся, что врач способен отличить мертвого от живого, – сказал Мачеревич газете ВЗГЛЯД. – Поэтому мы публично задаем вопрос: почему прокуратура не проверила эти данные? Мы хотим знать, проверяли ли следователи учетные записи скорой помощи и местных больниц, куда должны были попасть раненые».
Мачеревич оговорился, что, пока не будут тщательно проверены эти данные, в комиссии не смогут официально подтвердить версию о «выживших».
Впрочем, сразу после этого польский депутат признался репортеру газеты ВЗГЛЯД, что «пока мы не передавали эти данные в прокуратуру – ни польскую, ни российскую». «Но мы ждем, когда они этим займутся», – почему-то добавил он. «Дело в том, что данные о выживших появились уже 10 апреля! Их обнародовал не кто иной, как пресс-секретарь польского министерства иностранных дел во время пресс-конференции. Если с таким заявлением выступает официальный представитель МИДа, то, наверное, стоит проверить то, что он говорит? – напомнил Мачеревич в интервью газете ВЗГЛЯД. – Поэтому мы собираемся обратиться с соответствующими запросами к польским прокурорам».
Напомним, что в первые несколько минут после сообщения о катастрофе польский МИД действительно «не исключил», что в ней мог кто-то уцелеть. Затем новые слухи о выживших в катастрофе появились летом 2010 года. Так, газета Nasz Dziennik сообщала, что как минимум один пассажир был жив через 20 минут после крушения. Этот факт объясняли тем, что, по данным медэкспертизы, сделанной российской стороной, время смерти одной из жертв – 8.50–9.00 по польскому времени. А официально установленное время падения – 8.41. То есть какое-то время пассажир был жив, но, как предположили польские репортеры, ему не оказали первую медицинскую помощь.
«Выживших в катастрофе нет»
Напомним, что российские власти сразу же сообщили, что пассажиры погибли сразу. Например, смоленский губернатор Сергей Ануфриев в первые же часы объявил: «При заходе на посадку самолет президента Польши не дотянул до посадочной полосы. По предварительной версии, зацепился за макушки деревьев, упал и развалился на части. Выживших в катастрофе нет».
Сторонники Качиньского традиционно утверждают, что президент был убит. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, парламентская группа во главе с Мачеревичем в сентябре 2011 года обнародовала собственную версию событий, согласно которой на борту перед падением прогремели взрывы. Об этом якобы свидетельствуют результаты экспериментов, проведенных экспертами, задействованными авторами доклада.
Генпрокуратура Польши не раз опровергала слова о возможном покушении на главу государства, сообщив, что не обнаружила признаков теракта.
Напомним, 10 апреля 2010 года самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского, который во главе официальной делегации направлялся на траурную церемонию в Катынь, разбился под Смоленском. На борту находились 96 человек – 88 пассажиров и восемь членов экипажа, все они погибли.
Межгосударственный авиационный комитет в январе следующего года объявил по итогам расследования, что непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.