Ответственность за игнорирование запросов и жалоб граждан предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) и сегодня. Но штрафы от 1 до 3 тыс. рублей грозят лишь тем чиновникам, которые затянули с ответом или не ответили на запрос вовсе. Тем же, кто ответил отпиской, до сих пор грозили только муки собственной совести.
Проблема заключалась вовсе не в безграмотности чиновника, а в недостаточно уважительном отношении к гражданам
«В наш комитет поступает множество жалоб на должностных лиц всех уровней, которые либо вообще отказывались реагировать на обращения граждан, либо делали это формально, нередко предоставляя вообще недостоверную информацию. Как правило, проблема заключалась вовсе не в безграмотности чиновника, а в недостаточно уважительном отношении к гражданам. Эта проблема приобрела такие масштабы, что президенту даже пришлось вносить поправки в КоАП», – пояснил газете ВЗГЛЯД глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Владимир Плигин.
Кодекс предлагается дополнить статьей 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» и внести соответствующие штрафные санкции». «Президент предлагает установить штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. рублей за нарушение порядка», – сообщил Плигин.
Если поправки вступят в силу, то официально отвечать теперь чиновникам надлежит даже в тех случаях, когда запрос гражданина поступил по электронной почте. Штрафовать чиновника будут не только за неверный ответ, но и за разглашение в СМИ сведений о гражданине, обратившемся к нему с запросом. Отдельное наказание предлагается для тех случаев, когда прокуратура или суд установили факт преследования чиновником рядового гражданина за критику или за жалобу в вышестоящие инстанции. Выносить приговор по такого рода делам будет суд, однако принимать решение о возбуждении административного дела в отношении должностного лица будет прокуратура.
«Это наиболее адекватный внешний орган, который сможет принимать жалобы и начинать административное производство в отношении чиновников любого уровня при любых нарушениях прав граждан», – подчеркивает Плигин.
В поправках не содержится юридического понятия «отписки». Да и очевидно, что опытный бюрократ всегда сумеет составить ответ таким образом, что формально он будет казаться полноценным, а «отпиской» лишь по сути. Поскольку официальные критерии подобрать невозможно, по мнению Плигина, отличать полноценный ответ на обращение гражданина от издевательского по сути будут прокуратура или даже суд, куда недовольный ответом чиновника гражданин теперь сможет обратиться уже с новым обращением. Образно говоря, россиянин сможет подавать жалобу на то, что ему не ответили толком на другую жалобу.
Однако против чиновников какого уровня будет направлен новый закон, депутат пока сказать не может. Ведь федеральный закон об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов вступил в силу только 1 января этого года, и все министерства и ведомства только три месяца назад закончили составлять перечни видов информации, которые обязаны теперь предоставлять гражданам и размещать в Сети.
Так, Минздраву чаще всего приходится отвечать на вопросы, связанные с лекарственным обеспечением, начислением пенсий и пособий. А Минобрнауки в 70% случаях приходится отвечать на вопросы о поступлении в школы и вузы, начислении зарплат, пенсий и стипендий, а также разбираться с жалобами на коррупцию в образовательных учреждениях.
По словам Плигина, в последнее время существенно увеличилось количество обращений в государственные органы и органы местного самоуправления, в которых граждане не просто сообщают о каких-то нерешенных проблемах, но и предлагают меры по их решению.
«Причем зачастую эти предложения связаны с повышением открытости власти. Затрагиваются вопросы, касающиеся основных прав и свобод. Речь идет и о совершенствовании российской государственности по тем или иным направлениям», – отметил депутат.
Принципиальную важность законопроекта отметил и первый вице-спикер палаты, единоросс Олег Морозов. «Считаю эту статью принципиально важной, ведь люди, как правило, вступают в переписку с органами власти ввиду крайней необходимости. Чаще всего это связано с нарушением их прав. Поэтому равнодушие должностного лица, к которому они обращаются за защитой, воспринимается гражданами особенно болезненно», – сказал Морозов «Интерфаксу».
Вице-спикер подчеркнул, что с принятием этих поправок будет не только гарантировано право граждан на обращение в государственные органы. «Будет запущен и механизм для того, чтобы эти обращения были максимально результативными», – убежден Морозов.