По словам Головнева, если чиновник будет действительно помогать людям и способствовать развитию экономики в регионе, его зарплата должна конкурировать с зарплатами в аналогичных коммерческих структурах. По его мнению, сперва следует заметно повысить доходы госслужащих, иначе введение одних критериев оценки их работы ничего не даст.
Главное, чтобы анекдот о том, что тебе дали жезл, а ты дальше себе на жизнь зарабатывай, больше не работал в России
Кроме того, Головнев признает, что оценка работы чиновника остается субъективным делом, которое будет во многом зависеть от его непосредственного руководства.
В проекте постановления 11 критериев, по которым надлежит измерять труд чиновника, одним из которых, к примеру, указана «степень соответствия стратегическим ориентирам долгосрочного социально-экономического развития, основным макроэкономическим параметрам инновационного развития до 2020 года» и другим положениям Стратегии-2020. Кроме того, проект содержит и специальные математические формулы, по которым также будет высчитываться успех работы служащего.
Оценку «отлично» поставят и выдадут 100 процентов премии, если человек показал 100-процентную результативность. За 75-процентный успех чиновник получит «хорошо» и соответственную долю премии. В этом случае надбавка за профессионализм окажется в тех же пределах. Если чиновник сработал на тройку, то получит лишь «голый» оклад.
Накануне на сайте «Российской газеты» появился проект постановления кабинета министров, согласно которому с 2014 года изменится порядок оплаты труда чиновников. Их денежное содержание будет состоять из четырех частей: должностной оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и наконец, премия, размер которой зависит от достижения установленных показателей.
#{smallinfographicright=447460}При этом оценивать «достижения» чиновника будут члены «общественных комиссий», которые должны создаваться при каждом госоргане – и на региональном, и на городском уровне. Вошедшие в них представители общественности, бизнеса и науки, ежемесячно опираясь на критерии правительства, будут ставить каждому чиновнику хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценку, от которой и будет зависеть его доход.
Аналогичный законопроект еще в июле был внесен правительством в Госдуму и, скорее всего, будет рассмотрен еще этим созывом палаты. Проект готовит к голосованию комитет по экономической политике и предпринимательству, первый зампред которого Александр Головнев высказывает свое отношение к инициативе в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Будет ли, Владимир Александрович, на практике работать предложенная система оценки? Не слишком ли субъективны критерии?
Владимир Головнев (фото: golovnev.ru) |
Владимир Головнев: В целом я поддерживаю концепцию, разработанную правительством. Она абсолютно правильная. В бизнесе уже давно работа того или иного руководителя оценивается по четким критериям, которые записаны в контракте. И таким образом, исходя из собственных показателей, человек легко может определить, какой будет его заработная плата.
Но этот процесс в госструктурах, скорее всего, окажется не очень быстрым. Ведь российские госслужащие уже привыкли жить на оклад и знать, что любые неудачи и промахи можно свалить на подчиненных или смежников.
Сейчас все будет зависеть от того, кто войдет в экспертные советы при каждой из госструктур и для чего эти люди захотят туда войти. Но в целом тренд абсолютно верный.
ВЗГЛЯД: Но где мы найдем столько общественников, которые будут готовы ежемесячно, да еще и на безвозмездной основе, кропотливо оценивать труд каждого госслужащего? Ведь труд большинства чиновников, на первый взгляд, вообще трудно оценить...
В.Г.: Все будет зависеть от руководства того министерства, ведомства и даже региона, где будет введена такая система оценки госслужащих. Если первые лица города или региона будут в этом заинтересованы, если они сами захотят быть в курсе того, что происходит в подведомственных им структурах, то людей в эти экспертные и общественные советы будут подбирать очень тщательно.
Там же, где все это будет делаться для галочки, только ради соблюдения закона, все это приведет лишь к появлению большого количества бумаг и отписок. Все будет выполнено лишь с формальной точки зрения.
ВЗГЛЯД: Получается, что общественные советы тоже нужно контролировать?
В.Г.: Я считаю, что нет. Достаточно выработать лишь конкретные критерии эффективности каждого конкретного чиновника и включить в советы по-настоящему известных и уважаемых на своем уровне людей. Никакое дополнительное министерство или отдел кадров никому не нужны.
ВЗГЛЯД: Если исходить из статей законопроекта, внесенного в Госдуму, то получается, что зарплата неэффективных чиновников останется прежней в любом случае, а у большинства госслужащих она даже увеличится?
В.Г.: В этом никто не сомневается. Неправильно же, что в коммерческих структурах люди, занимающие аналогичные позиции, получают в десятки раз больше! Зачем обманывать самих себя? Ведь у тех, кто работает в госсекторе, тоже есть дети и родители. Поэтому зарплата госслужащих, которые выходят на работу в выходные, засиживаются на работе допоздна, должна быть приближена к уровню частного сектора.
Критерии, которые предлагаются правительством, вводятся именно для того, чтобы у госслужащих были стимулы для эффективной работы. И эта зарплата не будет единой для всех регионов и отраслей. Все будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Главное, чтобы анекдот о том, что тебе дали жезл, а ты дальше себе на жизнь зарабатывай, больше не работал в России.
ВЗГЛЯД: Но ведь в России сейчас почти миллион чиновников. Не вызовет ли повышение зарплаты целой армии госслужащих дополнительный всплеск социальной напряженности в обществе?
В.Г.: Если данные министерств и ведомств демонстрируют хорошие показатели труда чиновников, которые заметны абсолютно всем, то их зарплата должна расти. Иначе мы столкнемся с тем, что успешных менеджеров будут попросту перекупать с госслужбы коммерческие структуры, что обществу точно невыгодно. Нельзя в каждом чиновнике видеть бюрократа и взяточника, многие госслужащие приносят ощутимую экономическую прибыль стране, и это нужно учитывать.