Глава комиссии при президенте России по реабилитации жертв политических репрессий Михаил Митюков полностью отверг в понедельник претензии прибалтийских стран к России за советскую оккупацию.
Россия не может нести ответственность за политические репрессии, совершенные руководством СССР, за исключением обязательства полностью раскрыть информацию об этих преступлениях
Об этом Митюков заявил на заседании президентского Совета по правам человека. По его словам, подобные претензии «представляются несправедливыми и необоснованными». «Россия сама была жертвой тоталитарного режима и в той же степени, что и остальные республики Советского Союза, если не больше, пострадала от этого», – напомнил Митюков.
Как передает «Интерфакс», Митюков добавил, что в Прибалтике проблему реабилитации жертв политических репрессий рассматривают «через специальные государственные и общественные комиссии, которые подсчитывают ущерб от советской оккупации».
«Претензии Вильнюса к нашей стране достигают 20 млрд долларов США, Риги – 200 млрд долларов США, Таллина – 4 млрд за ущерб окружающей среде плюс 250 тыс. за каждого репрессированного», – сказал глава комиссии.
По словам Митюкова, «Россия не может нести ответственность за политические репрессии, совершенные руководством СССР, за исключением обязательства полностью раскрыть информацию об этих преступлениях». «Жертвами были прежде всего граждане СССР, а не иностранцы, и Россия не может за одинаковый ущерб предоставлять иностранцам компенсацию в большем размере, чем собственным гражданам», – сказал он.
Напомним, претензии к Москве по поводу выплаты компенсаций за «советскую оккупацию» в Прибалтике начали предъявлять после того, как Россия стала правопреемницей Советского Союза. Четыре года назад американский сенат принял резолюцию с призывом к Москве признать незаконность «советской оккупации» Латвии, Литвы и Эстонии. После грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года претензии по поводу «оккупации Россией грузинских территорий» (Южной Осетии и Абхазии) предъявили в Тбилиси.
Подсчеты компенсаций за «советскую оккупацию» производили в Балтии специально созданные комиссии. Весной 2009 года латвийская комиссия заявила о претензиях в 700 млн долларов. Не исключалось, что конечная сумма компенсации составит около 20 млрд долларов. Расчет размера убытков велся исходя из якобы недополученного страной ВВП после вхождения в состав СССР. Главным ориентиром для определения гипотетического размера латвийских доходов в советский период эксперты комиссии взяли данные по ВВП Финляндии, Австрии, Дании и США.
Ранее по аналогичному пути пошла Литва, оценив убытки от советского периода более чем в 3 млрд долларов. В Эстонии первоначально не настаивали на выплате компенсаций, а ожидали услышать от России «официальные извинения» за «оккупацию». Однако резолюция американских сенаторов перевела вопрос в другую – денежную – плоскость. На волне экономического кризиса эта тема стала звучать жестче, но между тем правительства были вынуждены экономить, поэтому в той же Латвии комиссию решили закрыть. Ее деятельность стране обходилась в год в несколько сотен тысяч долларов.
Варианты реабилитации по Катыни
Добавим, что на том же заседании совета Митюков еще рассказал о возможной скорой реабилитации жертв катынского преступления – расстрелянных НКВД по указанию советского лидера Иосифа Сталина польских военнопленных.
«Межведомственная рабочая группа под эгидой нашей комиссии проработала возможные варианты реабилитации польских граждан и выработала на этот счет рекомендации, которые представлены в администрацию президента России, где они обсуждены. Продолжается работа», – сказал Митюков, указав, что сейчас рассекречено 148 из 183 томов катынского дела.
По его словам, польские юристы предлагают провести эту реабилитацию «списком», поэтому настаивают на изменении квалификации катынского преступления, а также на проведении эффективного расследования и рассекречивании всех материалов.
Напомним, термин «катынское преступление» считается собирательным: он означает казнь в апреле – мае 1940 года почти 22 тыс. польских граждан, содержавшихся в лагерях и тюрьмах НКВД СССР. Советский Союз десятилетиями не признавал факт расстрела. В современной России Главная военная прокуратура (ГВП) расследовала катынское дело, но закрыла его в 2004 году. Постановление ГВП о прекращении расследования дела по Катыни засекречено.
В июне прошлого года главный военный прокурор России Сергей Фридинский не нашел оснований для возобновления расследования этого дела и признания убитых поляков жертвами репрессий. В конце прошлого года Госдума официально подтвердила, что расстрел польских офицеров в Катыни был совершен по прямому указанию Сталина и других советских руководителей.