В четверг Москва назвала преждевременными разговоры об ответных шагах на возможное введение США санкций против российских чиновников в связи с делом Магнитского.
Выпуск такого рода списков, в принципе, не имеет ничего общего с партнерством и декларируемым курсом на развитие стратегических отношений различных государств
«Мы отреагировали официально на то, что происходит вокруг возможного решения о применении санкционных мер со стороны американской администрации. Если это будет реализовано на практике, мы оставляем за собой право зеркально ответить на это. Я бы хотел не вдаваться в подробности, пока еще не до конца понятны детали и пока мы еще не можем очень подробно говорить на этот счет», – заявил представитель МИДа Александр Лукашевич.
Как передает «Интерфакс», дипломат подчеркнул: «Выпуск такого рода списков, в принципе, не имеет ничего общего с партнерством и декларируемым курсом на развитие стратегических отношений различных государств».
Лукашевич отметил, что «в любом демократическом государстве по вопросу виновности или невиновности тех или иных лиц принимают решения компетентные судебные инстанции, а не какая-то группа лиц, которая проявляет интерес или представляет исполнительную власть, или группа депутатов, которые наделены депутатскими полномочиями».
«Такие действия могут квалифицироваться как оказание давления на российские следственные и судебные органы», – заявил Лукашевич, напомнив, что срок предварительного следствия по делу юриста Сергея Магнитского продлен до 24 ноября и о «результатах следствия очень открыто говорит представитель Следственного комитета».
В среду назначенный новым послом в России Майкл Макфол, выступая на слушаниях в сенатском комитете США по иностранным делам, посвященных рассмотрению его кандидатуры, заявил, что американские визовые санкции действуют в отношении должностных лиц России, не только связанных с «делом Магнитского».
Как заявил Макфол, визовые ограничения распространяются на тех официальных лиц России, которых исполнительная ветвь власти США считает «нарушителями прав человека». Имена и должности этих чиновников Макфол не привел. Отвечая на вопросы о смерти Магнитского, дипломат ответил, что речь идет «не только о тех, кто связан с этим делом». Одновременно Макфол подтвердил, что, на взгляд администрации президента Барака Обамы, конгрессу нет необходимости принимать разработанный сенатором Бенджамином Кардином законопроект, предусматривающий применение против официальных лиц России односторонних санкций в связи со смертью Магнитского.
Напомним, «список Магнитского» был составлен в Вашингтоне. Законопроект с требованием запретить определенным лицам въезд на территорию США в палату представителей внес лидер Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамин Кардин и конгрессмен Джеймс Макговерн. Позднее подкомитет по правам человека парламента Канады принял аналогичную резолюцию, призывающую ввести финансовые и визовые санкции в отношении российских должностных лиц, а Европарламент обратился с призывом к странам Евросоюза последовать этому примеру. Также в начале октября сообщалось, что Великобритания тоже намерена запретить выезд в страну российским чиновникам из «списка Магнитского», но позже эта информация была опровергнута.
На действия Кардина жестко отреагировали российские депутаты и чиновники, которые оценили его как давление на российские следственные органы. При этом изначально не отрицалась возможность ответных санкций в отношении чиновников из других стран.
Отметим, что некоторые имена, фигурирующие в списке, прозвучали в недавно опубликованном докладе Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России. Президент Дмитрий Медведев в ответ поручил следственным структурам и Генпрокуратуре «еще раз пройтись по материалу».
Смерть Сергея Магнитского в «Бутырке» вызвала огромный резонанс, о деле написали крупнейшие мировые СМИ. По результатам проверок летом этого года были предъявлены обвинения врачам СИЗО «Бутырка» Ларисе Литвиновой и Дмитрию Кратову, которые, по данным следствия, не оказали больному медицинскую помощь.
Отметим, что сенатор Кардин в интервью ИТАР-ТАСС заявил, что при рассмотрении в конгрессе вопроса о членстве России во Всемирной торговой организации (ВТО) и ее выводе из-под действия дискриминационной поправки Джексона-Вэника значительное внимание будет уделено правам человека.
«Если обратиться к истории и вспомнить, как мы использовали торговлю в прошлом, то мы использовали ее не только для продвижения наших экономических интересов, но и для продвижения прав человека, – заметил собеседник. – Мы действовали таким образом не только в отношении СССР, но и в отношении режима апартеида в Южной Африке и ряда других стран».
Сенатор напомнил, что права человека в свое время были составной частью торговых договоренностей с Китаем. «Посмотрим, как все будет проходить в конгрессе», – добавил политик.