«Спасательные силы всех флотов получили на вооружение аэромобильные комплексы «Пантера плюс», которые уже успешно себя показали в ходе ежегодных учений поисково-спасательных сил», – сказал собеседник агентства «Интерфакс» в Минобороны. Он также подчеркнул, что на вооружение ВМФ поставлены телеуправляемые подводные аппараты осмотрового класса типа «Тайгер» и аппараты рабочего класса типа «Квантум» и «Веном», которые способны выполнять широкий спектр задач.
Курская» операция показала слабую оснащенность в техническом плане нашей спасательной службы
Собеседник также рассказал, что еще в этом году ВМФ получит комплекты специального водолазного снаряжения, а также комплекты снаряжения подводника нового поколения с системой обеспечения компрессии в спасательном люке подводных лодок, предназначенные для выхода подводника из аварийной подводной лодки, комплекты нового универсального водолазного снаряжения СВУ-5, предназначенные для выполнения подводно-технических, аварийно-спасательных и других водолазных работ на глубинах до 60 метров. Правда, количество комплектов не называется.
Источник напомнил, что на «Адмиралтейских верфях» с 2005 года идет строительство новейшего океанского спасательного судна «Игорь Белоусов», на борту которого «будут базироваться спасательные вертолеты, барокамеры». Спуск корабля на воду намечен на этот год.
«Это универсальное судно, которое по своим параметрам не уступает, а может, и превосходит иностранные аналоги, и оно сможет спасать как военных моряков, так и гражданских, как подводников, так и надводников», – отмечают эксперты.
Поводом к модернизации спасательных средств флота послужила трагедия, произошедшая с атомным подводным ракетным крейсером (АПРК) «Курск» в Баренцевом море 10 лет назад.
АПЛ «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года во время учений. По официальной версии, гибель подлодки произошла в результате взрыва торпеды на ее борту в ходе подготовки к условной торпедной атаке. Тогда погибли все 118 человек экипажа, представителей командования Северного флота и дагестанского завода «Дагдизель».
Напомним также, что экипаж погиб, несмотря на тот факт, что в ходе спасательной операции были задействованы лучшие водолазные специалисты Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Помощь также прислали Норвегия и Великобритания.
Две недели назад, 24 июля главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил, что в основном гибель подлодки была обусловлена ошибками в управленческой деятельности.
#{weapon}«Произошел взрыв в торпедном отсеке. Скорее всего, торпедный боеприпас. Загружены были перекисные торпеды – достаточно эффективное средство, но очень сложное в эксплуатации и очень небезопасное. Есть определенный режим их хранения. Какие промахи экипаж допустил в эксплуатации этой торпеды, сложно сказать», – заявил Высоцкий в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции АПЛ была поднята со дна моря, доставлена на завод в Росляково, откуда ее переправили в Снежногорск для дальнейшей утилизации. Единственное, что было оставлено и сохранено, – это рубка АПЛ, которая в виде памятника установлена в Мурманске.
Капитан I ранга в отставке, член петербургского клуба подводников Вячеслав Акулецкий, который служил в 2000 году на Северном флоте, уверен, что благодаря новым средствам шансы на спасение моряков при аналогичных катастрофах заметно повышаются.
«То, что новые спасательные средства поступили в войска, очень хорошо, и если предположить, что они были бы тогда, когда затонул «Курск», вполне возможно, спасатели сумели бы открыть люк, - заявил газете ВЗГЛЯД капитан I ранга в отставке, член петербургского клуба подводников Вячеслав Акулецкий. - Однако там был настолько мощный взрыв, что переборки отсеков сложились, как карточный домик, и вряд ли внутри на момент спасательных работ оставалось хоть что-то живое, за исключением 9-го отсека, из которого, думаю, можно было спасти несколько человек».
Валентина Старосельцева, мать погибшего на «Курске» матроса Дмитрия Старосельцева также призналась газете ВЗГЛЯД, что не знает причин крушения «Курска».
«Если бы я знала или хотя бы догадывалась о причинах гибели подлодки, то все равно вряд ли смогла бы что-то изменить, - сказала Старосельцева. - Да мне и не нужно знать эти причины. Это нужно нынешним морякам, чтобы избежать подобной трагедии в будущем. Моя же цель сегодня - сохранить память о погибшем сыне и его сослуживцах. Прошу всех, помяните сегодня наших ребят».
#{image=426356} «Тяжесть всех катастроф, которые у нас происходили на море, как правило связана с отсутствием или недостатком спасательных средств, - и то, что произошло с Курском, по сути, произошло по той же причине, - заявил газете ВЗГЛЯД генерал-полковник Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем РФ. - У нас хватает средств - материальных и интеллектуальных - на разработку высококлассных подводных лодок, самолетов и кораблей, а вот о спасении их экипажей, к сожалению, думают в последнюю очередь».
По поводу модернизации спасательных средств, о которой отчиталось в четверг Минобороны, Ивашов заметил, что слова «средства получили на вооружение» еще не означают, что они уже попали на флот. «Дай Бог, чтобы те средства, о которых идет речь - поступили в срок и в достаточном количестве, - сказал Ивашов. - В этой области нужна мощная, эффективная система. Будем надеяться, что подобная катастрофа никогда не повторится».
«Курская» операция показала слабую оснащенность в техническом плане нашей спасательной службы. Профессионалы у нас и тогда были одни из лучших в мире, а вот со спецсредствами была сильная напряженка», – признался «Интерфаксу» начальник 40-го Государственного научно-исследовательского института аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны (НИИ АСД и ГВР) Андрей Звягинцев, удостоенный Звезды Героя России за участие в операции по спасению «Курска».
Звягинцев также рассказал, что «сразу после завершения операции по подъему атомохода руководство страны выделило из государственного бюджета финансовые средства на модернизацию действующих спасательных судов, строительство новых, а также закупку иностранного глубоководного оборудования».
Звягинцев уверен, что «сегодня многое из того, что было запланировано, уже сделано».
Отчет о модернизации спасательных средств Минобороны обнародовало в день 10-летия гибели подлодки. В память об этом в самом Курске, как передает агентство ИТАР-ТАСС, в четверг пройдет траурная церемония, в которой примут участие руководители области, города, родственники погибших моряков, представители командования Краснознаменного Северного флота, кадеты, юнармейцы, жители областного центра. Они возложат цветы и венки на мемориале павших в годы Великой Отечественной войны к Памятному знаку и к могилам погибших подводников. Венки и цветы будут возложены и к памятнику подводникам на Алее Славы, где посажено 118 белоствольных берез в память о погибших.
Траурные церемонии и панихиды в храмах пройдут также в Североморске, где базировалась погибшая субмарина, а также в Санкт-Петербурге и Балтийске (Калининградская область), где живут многие из родственников моряков, служивших на «Курске».
О том, как на Балтийском флоте почтили память военных моряков, погибших на АПЛ «Курск», сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь командующего флотом Андрей Тараман.
«На кораблях и в частях флота сегодня были приспущены Андреевские флаги в память о трагедии АПЛ «Курск» в Баренцевом море. Личный состав минутой молчания почтил память погибших моряков, затем прошло информирование личного состава, посвященное этой скорбной дате», – сказал Тараман.