В послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание теме борьбы с коррупцией. Решение этой проблемы он сделал одной из задач последних двух лет. В своем послании глава государства предложил несколько новых мер по борьбе с коррупцией, потребовав от депутатов совершенствовать законодательство. Призывы президента в этой сфере поддерживают даже в оппозиционной думской фракции коммунистов. О том, какие цели могут быть достигнуты и почему нужно действовать прямо сейчас, газете ВЗГЛЯД рассказал зампред комитета Госдумы по безопасности от КПРФ Олег Денисенко.
Не так давно президенту докладывали о махинациях с продажей медицинского оборудования. Надо что-то делать
ВЗГЛЯД: Олег Иванович, президент, обращаясь с посланием Федеральному собранию, заявил, что борьба с коррупцией остается принципиальной задачей для страны. Он отметил, что в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны, и предложил наказывать коррупционеров штрафами в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки.
Олег Денисенко: Во-первых, это некое ограничение для человека, потенциальному взяточнику. Если я попадаюсь на взятке, то мне надо будет платить потом государству не рубль, а сто рублей. Это принципиальная разница. Но при этом я не убирал бы уголовную ответственность. Если человек многократно брал взятки, то он финансово обеспечен, он может надеяться на то, что у него есть чем откупиться. А если над ним будет висеть еще и угроза тюрьмы, то это будет более весомым фактором. Но первично сама идея увеличения штрафов в сто раз мне кажется очень правильной.
Олег Денисенко (Фото: kprf.ru) |
ВЗГЛЯД: Глава государства подчеркнул также, что в России давно сформировался такой вид преступного промысла, «как посредничество во взяточничестве». По его словам, возле судов «вьется множество проходимцев, заверяющих, что они знают, как решить любое дело, кому и сколько для этого «занести»...
О. Д.: Для всех это не новость, что существуют такие посредники. И эти посредники избегают, как правило, воздействия закона. Они активно участвуют в процессе, от них много что зависит, но если кто попадается на взятке, то это тот, кто дает и берет. А посредники стоят в стороне. Вводя эту норму, надо очень четко определить, кто является посредником. И желание людей участвовать в такой деятельности, конечно, ограничится.
ВЗГЛЯД: Медведев упомянул также известный 94-й закон о госзакупках, который «все критикуют». Президент признал, что заложенные в законе цели «во многом остались декларациями». Государство теряет до триллиона рублей из-за его несовершенств...
О. Д.: Один триллион рублей – это, конечно, большая сумма. Предложенная мера – правильная. Известно, что существуют откаты. Не так давно президенту докладывали о махинациях с продажей медицинского оборудования. Надо что-то делать.
ВЗГЛЯД: Вы будете работать над поправками к закону?
О. Д.: Я с удовольствием буду работать над такими изменениями. Как поступит инициатива, обязательно приму участие. Мне кажется, что это очень правильно.
ВЗГЛЯД: Во вторник Медведев, как он и сообщил накануне в послании, внес в Госдуму закон, который позволит судьям применять дифференцированный подход при назначении наказания. Президент рассказал, что по целому ряду составов преступлений будут исключены нижние пределы санкций и у суда появится возможность шире применять альтернативные меры наказания в виде штрафов и принудительных работ.
О. Д.: Естественно, верное решение. Потому что у нас иногда по очень незначительным преступлениям получают несоизмеримо высокое наказание. А бывает и наоборот – большой ущерб нанесен государству и совершенно низкое наказание. Когда есть выбор наказания: суровое, чуть меньше и чуть ниже, то и судье легче, и подсудимого человека не бьют обухом по голове, жизнь ему не коверкают. Можно заплатить штраф или пойти на принудительную работу, но не сидеть в тюрьме. Тюрьма никого лучше не делала. ВЗГЛЯД: Как вы расценили решение президента сместить главу ГУВД в регионе, где, очевидно, произошло сращивание правоохранительных органов и криминала?
О. Д.: Озвученное президентом в послании решение отстранить от должности начальника ГУВД Краснодарского края – очень своевременное. Не в каждом послании мы слышим о том, что какого-то высокого начальника сняли с занимаемой должности. Я считаю, что это назидательно. Самое главное, чтобы это пошло еще вниз, чтобы не только начальник ГУВД был отстранен от должности. Надо максимально разобраться, кто виноват на местном уровне. Такое же наказание должны понести не только начальники в Министерстве внутренних дел, но и в прокуратуре, в Следственном комитете и ФСБ, если они были в этом задействованы.