Зенитные ракетные системы С-300, предназначавшиеся для Ирана, могут быть поставлены Венесуэле. Такого варианта развития событий не исключил директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.
С-300 – это очень хороший товар, и за этот товар Венесуэла должна платить
Венесуэльский лидер Уго Чавес, накануне прибывший в Москву, ранее заявил, что в ходе переговоров с российским руководством он намерен в том числе «проанализировать все договоры по военно-техническому сотрудничеству» двух стран. «Скоро, в конце нынешнего и начале 2011 года, в Венесуэлу начнет поступать новая военная техника, несколько батальонов современных танков и установки противовоздушной обороны», – отметил президент.
Коротченко полагает, что в ходе переговоров Чавес может высказать заинтересованность в покупке пяти дивизионов ЗРС С-300 общей стоимостью в 800 млн долларов. «С учетом принятого президентом Венесуэлы Уго Чавесом решения о создании комплексной эшелонированной системы противовоздушной обороны Каракас проявляет повышенный интерес к российским комплексам ПВО малой, средней и большой дальности», – предположил он в разговоре с РИА «Новости».
Комплексы С-300 оказались невостребованными после того, как Россия в конце сентября, ссылаясь на июньскую резолюцию Совбеза ООН, отказалась выполнять подписанный в 2007 году договор о поставке ЗРК Ирану.
В ответ на замораживание контракта Тегеран потребовал от Москвы выплатить неустойку, пригрозив ей судом. «В случае аннулирования этого соглашения Москва будет вынуждена выплатить Ирану штрафные санкции за нарушение взятых обязательств, которые могут составить до 10% от стоимости контракта. То есть это где-то 80 млн долларов. Я вообще думаю, что штрафных санкций будет больше. Таким образом, общие потери РФ из-за аннулирования контракта на поставку ЗРС С-300 можно оценить в пределах 900 млн долларов», – предполагал ранее в интервью газете ВЗГЛЯД замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Однако российское руководство назвало претензии исламской республики необоснованными, сославшись на форс-мажорные обстоятельства, коими стали международные санкции.
В частности, как комментировал газете ВЗГЛЯД сложившуюся ситуацию зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов, голосование России за резолюцию не отменяло непредвиденности произошедшего, так как решение принималось не одной Россией, а Совбезом ООН. «В Совете Безопасности ООН много государств. Это решение Совбеза ООН, а не решение России. Форс-мажор – это сила, которую мы не можем преодолеть. Виноваты сами иранцы, которые этого эмбарго дождались», – отмечал депутат.
Вместе с тем, по мнению директора ЦАМТО, в случае достижения соответствующего соглашения венесуэльская сторона должна оплатить полную стоимость контракта «живыми деньгами», а не просить очередной российский кредит на закупку вооружений. «Уго Чавес – опытный переговорщик, поэтому Россия не должна поддаваться на его антиамериканскую риторику и предоставлять режим наибольшего благоприятствования. С-300 – это очень хороший товар, и за этот товар Венесуэла должна платить, деньги в венесуэльском бюджете есть», – считает Коротченко.
Напомним, что ранее Россия действительно предоставляла Венесуэле кредит на сумму 2,2 млрд долларов для покупки 92 танков Т-72М1М, РСЗО «Смерч», ЗРС С-300ВЭ и другого вооружения. Всего же стоимость военных контрактов между Москвой и Каракасом уже превышает 4 млрд доллара.