Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевРакеты не дадим
Медведев запретил поставлять С-300 Ирану
Дмитрий Медведев своим указом запретил продавать Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300 и другие вооружения. Также он закрыл въезд в Россию иранским ученым и чиновникам, связанным с ядерной программой исламской республики. Именно такой реакции Москвы на иранскую ядерную программу долгое время добивались США и Израиль.
Президент России Дмитрий Медведев в среду запретил передачу Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. По сообщению пресс-службы Кремля, такие действия предусматривает подписанный главой государства указ о мерах по выполнению резолюции Совбеза ООН 1929 от 9 июня этого года. Ранее в среду начальник Генштаба России Николай Макаров заявил, что Россия не поставляет Ирану С-300, так как комплексы подпадают под санкции СБ ООН. О том, что такой указ готовится, стало известно сразу после решения Совбеза.
Россия как сосед Ирана категорически против, чтобы какая-то страна, в том числе Иран, приобретали оружие массового уничтожения, а также средства его доставки, потому что мы ближе всех к Ирану и должны думать о своей собственной безопасности
Президентским указом запрещается «транзитное перемещение через территорию России (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории России в Иран, а также передача Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом России любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300 либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части».
Контракт на поставки Ирану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 стоимостью 800 млн долларов был подписан в конце 2007 года.
После введения санкций сразу стал вопрос, выполнит ли Москва контракт. Отметим, что тогда официальная российская реакция на эту тему была прямо противоположной. Министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил тогда, что С-300 – это оборонительное оружие, резолюция СБ ООН «вводит ограничение на сотрудничество с Ираном по наступательным вооружениям, оборонительные вооружения под эти ограничения не подпадают». В Тегеране разделяли такую же точку зрения. Спикер иранского парламента Али Лариджани заявлял, что санкции не помешают России продать Ирану С-300.
С-300 – зенитно-ракетная система обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Система уничтожает баллистические ракеты и способна наносить удары по наземным целям. Последние модификации систем С-300 сбивают вражеские самолеты на расстоянии 150 километров и высоте до 27 километров.
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана обострилась после того, как 11 февраля 2010 года президент исламской республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.
Последняя, четвертая по счету антииракская резолюция СБ ООН была принята из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и сделать прозрачной свою ядерную программу. США и ЕС в одностороннем порядке ввели в отношении Тегерана дополнительные ограничительные меры. Американские санкции затрагивают нефтегазовый сектор Ирана и компании, подозреваемые Вашингтоном в причастности к разработке ракетных программ.
- Россия отказала Ирану в продаже С-300
- Россия заморозит поставку Ирану ракет С-300
- Белоруссия опровергла поставки Ирану С-300
- Россия отказывается от продажи ракет Ирану
- Израиль требует от России не продавать С-300 Ирану
В начале сентября к односторонним ограничительным мерам США и ЕС присоединились Япония и Южная Корея. Их санкции, отмечает РИА «Новости», тоже предполагают замораживание активов физических и юридических лиц, имеющих отношение к ядерной программе Ирана.
Указ Медведева должен сильно обрадовать его американского коллегу Барака Обаму и Израиль. В США неоднократно заявляли, что одним из действенных элементов «перезагрузки» отношений между Москвой и Вашингтоном должно стать изменение позиции Кремля по Тегерану. Американские наблюдатели неоднократно сетовали, что Москва не торопится идти навстречу США по этим вопросам и Обама зря отказался от создания элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, в пользу размещения которых главным аргументом называлась защита европейских союзников США от ядерного удара со стороны Ирана и Северной Кореи.
Для Израиля эта тема была еще более важной. Там считают, что получение Ираном С-300 изменило бы баланс сил в регионе и могло привести к непредсказуемым последствиям. Эксперты отмечали, что получение Ираном этих систем заставило бы Иерусалим нанести превентивный удар по Ирану и самим С-300 до момента их разворачивания на боевых позициях.
Сам Иран официально не отреагировал на последние новости из России. Однако можно предположить, что радости от этого в Тегеране явно не испытывают. Еще в июне там заявляли, что не потерпят срыва поставок ракет. «Системы С-300 являются оборонительными, поэтому их поставки не противоречат никаким международным соглашениям, и мы надеемся, что правительство России выполнит свои обязательства. Считаем нерациональным для российской стороны невыполнение своих обязательств», – озвучивал позицию Тегерана посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади.
Дипломат предупреждал, что задержка с поставкой С-300 успела отрицательно повлиять «на общественное мнение» в исламской республике, поэтому в будущем Иран будет подходить к вопросу сотрудничества с Россией в этой отрасли «более осторожно и продуманно».
Добавим, что в начале августа иранские СМИ сообщали о том, что Тегеран получил четыре российских комплекса С-300 через Белоруссию и еще одну неназванную страну. Официально Тегеран информацию не комментировал. А в Белоруссии заверили, что никаких частей и тем более целых комплексов Ирану не передавали. Однако эксперты не исключали, что президент республики Александр Лукашенко действительно мог пойти на подобную сделку еще до введения эмбарго со стороны ООН. Стоит добавить, что в феврале командующий ВВС Ирана Хешмоталла Кассири обещал, что страна явит миру зенитно-ракетные системы собственного производства, которые по техническим характеристикам не будут уступать С-300.
«В ближайшем будущем мы продемонстрируем системы ПВО, разработанные иранскими специалистами и учеными, которые столь же эффективны или даже сильнее, чем российские ЗРК С-300», – заявлял он.
Что касается решения Дмитрия Медведева не продавать Ирану С-300 и другую военную технику, то оно, как считает постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, обусловлено исключительно целями и задачами национальной безопасности страны. «Нас интересуют отношения с Ираном в той части, которая затрагивает нашу собственную национальную безопасность, а также безопасность наших отношений и наших партнеров, поэтому если такое решение и принимается российским президентом, то оно обусловлено исключительно целями и задачами национальной безопасности России и вовсе не вытекает из каких-то наших договоренностей, тем более с НАТО», – сказал Рогозин в эфире телеканала «Россия 24».
#{smallinfographicleft=342471}Он напомнил, что иранская проблематика «принципиально не присутствует в наших отношениях с НАТО, мы не считаем, что Иран входит в евроатлантическое пространство, поэтому наши отношения с Ираном никоим образом не зависят от наших отношений с НАТО». По его словам, Россия заинтересована в развитии Ирана как миролюбивой страны и в том, чтобы эта страна развивала мирную энергетику. «Но Россия как сосед Ирана категорически против, чтобы какая-то страна, в том числе Иран, приобретала оружие массового уничтожения, а также средства его доставки, потому что мы ближе всех к Ирану и должны думать о своей собственной безопасности. Если решение такое принимается, то оно обусловлено исключительно категорией национальной безопасности России», – добавил он.
В свою очередь глава думского комитета по международным делам Константин Косачев назвал принятые меры «вынужденным решением», продиктованными международными обязательствами Москвы перед Совбезом ООН. «Именно так это решение должны трактовать наши иранские партнеры», – заявил Косачев ИТАР-ТАСС.
Депутат напомнил, что последней резолюции СБ ООН могло бы и не быть, если бы не «импульсы и действия со стороны Тегерана, который планомерно отказывался сотрудничать с международным сообществом по своей ядерной программе». «Вся эта ситуация – порождение исключительно выбора линии иранского руководства», – сказал он.
Заместитель Косачева по комитету Леонид Слуцкий добавил, что решение России не должно отрицательно повлиять на двусторонние отношения Москвы и Тегерана, отметив, что такая линия может быть скорректирована, если «будут скорректированы действия с иранской стороны по сотрудничеству с МАГАТЭ и международным сообществом».
А член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Тулаев заявил агентству, что «Россия всегда была принципиальным сторонником нераспространения ядерного оружия». «Это сделано в наших интересах, мы хотим, чтобы оружие массового уничтожения не распространялось... Но коль Иран не хочет идти навстречу нам и не дает гарантий, что не будет создавать ядерное оружие, у России не было иного выхода, как поддержать резолюцию ООН и сделать сегодня следующих шаг», – заявил Тулаев.
Что касается возможной реакции Ирана, то сенатор не исключает, что «может последовать охлаждение в нашей отношениях», но, добавил он, «дело национальных интересов, принципов безопасности в мире выше «охлаждений». В свою очередь президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский назвал решение Медведева «ожидаемым шагом». По его словам, никто не заставлял Ахмадинежада требовать уничтожения Израиля. «Все здравомыслящие люди понимают, что такой сценарий приведет к войне, сопоставимой по последствиям со Второй мировой», – сказал Сатановский.
Кроме продажи вооружений Ирану Дмитрий Медведев также запретил въезд на территорию России ряду иранцев, связанных с ядерной деятельностью Ирана. В черном списке оказались ученые и чиновники. Среди них Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче, доктор Мохаммад Эслами, руководитель учебного и научно-исследовательского института оборонной промышленности, бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди, бывший замначальника Генштаба вооруженных сил Ирана по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям. Последний, по мнению СБ ООН, искал способы обойти санкции, введенные в отношении Ирана первыми двумя санкционными резолюциями Совета Безопасности (1737 от 23 декабря 2006 года и 1747 от 24 марта 2007 года).
Список лиц, упомянутых в указе президента России, соответствуют списку иранских граждан из третьей санкционной резолюции СБ ООН (1803 от 3 марта 2008 года).
Кроме этого, Медведев подписал указ о запрете на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Ирана.