В среду посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы в интервью азербайджанскому телеканалу ANS заявил, что если решение проблемы Нагорного Карабаха не найдется путем переговоров, то на повестку дня может быть поставлен вопрос о принуждении Армении к миру.
Я не склонен драматизировать высказывания, которые делаются в жестком плане. Надо учитывать, что они, прежде всего, играют внутриполитическую роль
«Если после вмешательства России этот вопрос не найдет разрешения, то в последние годы как политический термин на повестке появился вопрос принуждения к миру», – заявил господин Бюль-Бюль оглы.
Он, сообщает «Интерфакс», назвал правом Азербайджана принудить Ереван к миру, «если последние инициативы не дадут реальных результатов и мирное соглашение не будет заключено».
«И этим надо воспользоваться», – отрезал посол.
Таким образом, Азербайджан вновь дал понять, что готов пойти на решительные шаги для разрешения территориального спора, который длится с конца 1980-х годов, когда в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджана, населенной преимущественно армянами, обострились требования о передаче региона Армении. Напряжение между сторонами поддерживалось перманентными столкновениями между армянским и азербайджанским населением, обоюдными погромами и провокациями.
Это привело к провозглашению независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКР) осенью 1991 года, подтвержденному в начале 1992 года референдумом. В ответ Баку направил в Карабах войска, положив начало ожесточенным военным действиям, закончившимся в мае 1994 года подписанием Бишкекского мирного договора при посредничестве СНГ. По итогам войны силы НКР при поддержке войск Армении не только отстояли независимость де-факто, но и взяли под контроль семь сопредельных с Карабахом районов Азербайджана.
В декабре 1994 года миротворческая миссия по Нагорному Карабаху была возложена на Минскую группу ОБСЕ, сопредседателями которой через месяц становятся Россия и Франция, а в 1997-м – США. В апреле 1999 года впервые прошла встреча президентов Армении и Азербайджана, а в 2006 году на переговорах обсуждался вопрос проведения референдума для определения статуса Нагорного Карабаха и вывода армянских войск с семи оккупированных областей Азербайджана, но прорыва не произошло.
Однако в ноябре прошлого года по инициативе президента России Дмитрия Медведева президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев подписали декларацию (Майендорфская декларация) о мирном решении карабахского конфликта. Эта бумага стала первым документом, подписанным конфликтующими сторонами за последние 18 лет.
Глава отдела Кавказа института стран СНГ Феликс Станевский не услышал «ничего нового» в комментарии азербайджанского дипломата, так как это заявление не отличается от позиции азербайджанского руководства.
«Такого рода заявления делались и ранее. Сейчас идет положительный процесс поиска компромисса между Азербайджаном и Арменией», – отметил Станевский, подчеркнув, что в этом процессе, прежде всего, участвует Россия.
Эксперт напомнил, что в ходе последних встреч представителей Баку и Еревана, которые состоялись в Москве и Санкт-Петербурге, «есть определенное сближение позиций сторон», но они далеки от окончательных договоренностей.
«Сейчас вырабатываются принципы, на основе которых возможен совместный документ», – сказал политолог газете ВЗГЛЯД. При этом Станевский подчеркнул, что в ходе консультаций делается много заявлений на уровне СМИ «в самых разных направлениях», что означает существование обеспокоенности в Армении и Азербайджане вопросами безопасности.
Что касается мнения о том, что выход из конфликта при нынешних руководителях Азербайджана и Армении в принципе невозможен, так как им не хватает для этого политической воли, Станевский уверен в обратном. По его словам, обе стороны предпринимают не игрушечные, а «реальные усилия» с целью найти «дорогу к документу, который решал бы карабахскую проблему».
Мнение, что стороны придут к компромиссу, разделяют все участники Минской группы. Это заявление прозвучало еще на последнем саммите «большой восьмерки». «Там довольно оптимистично оценивалась ситуация. Я не склонен драматизировать высказывания, которые делаются в жестком плане. Надо учитывать, что они, прежде всего, играют внутриполитическую роль. И рассчитаны на ту часть общественного мнения Азербайджана и Армении, которые проявляют обеспокоенность», – подытожил эксперт.