Один из зачинщиков дискуссии, сопредседатель «4 ноября» Валерий Фадеев сразу предупредил коллег, что итогом обсуждения станет книга. Причем материалы к обширному опусу из 15 частей уже собраны. Но экспертам, как выяснилось, претит «плохая традиция – вброс текстов без рефлексии». Посему сегодня они решили изменить дурной привычке, устроив обсуждение письменного доклада до его публикации.
Судя по статистике, каждый второй россиянин в 2008 году оказался замешан в том или ином правонарушении
«Мы хотим повлиять на дискуссию», – пояснил Фадеев. По словам члена ОП, доминантной нынче является «теневая идеологическая платформа». При этом благополучие политических институтов превалирует над целями политического развития. А провозглашенные президентом и премьером стратегические задачи: инновации, динамизм, развитие – выхолащиваются до размеров тактических проблем. И ругать за это, уверен Фадеев, следует вовсе не власть, а общество.
Другой сопредседатель «4 ноября», глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин считает, что одним из главных политзавоеваний последних лет стал тот факт, что ни у кого «не возникает вопроса о легитимность власти». Правда, остается открытой тема правового государства. И здесь, опять же, проблема в том числе и в народе. Судя по статистике, каждый второй соотечественник в 2008 году оказался замешан в том или ином правонарушении.
Несмотря на некоторую правовую небрежность, россияне, тем не менее, имеют представление о «конституционном идеале». В большинстве стран, по словам Плигина, идеальное мироустройство, обозначенное в основном законе, и реальная обстановка в стране не совпадают. Однако большой бедой это несоответствие становится лишь в тот момент, когда несовпадение превращается в антагонизм. Судьба нашего отечества, говорит эксперт, развивается «в соответствии с конституционным идеалом».
Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко обрадовал собравшихся тем, что все отечественные партии «настоящие». По его словам, они с успехом исполняются основную классическую функцию: выражают интересы и мнения соотечественников. А вот с «продвижением людей во власть», чем также должны заниматься партии, в РФ проблемы даже у «Единой России».
Впрочем, основная проблема отечественных политических организаций состоит в том, что народ им просто не доверяет. По словам Макаренко, 39% россиян «не признают за партиями существенную роль». Влиятельными организациями их считают лишь 27% граждан РФ. При этом многопартийность как главный атрибут демократии во всех опросах стоит на последнем месте.
«Точечные реформы 2008 года дают шанс застойной политической системе», – уверен Борис Макаренко.
И хотя минувшие 12 месяцев, по его словам, «не принесли решающих сдвигов» в деле развития политической системы, ее модернизация становится одним из центральных вопросов антикризисной программы. И чтобы она шла успешно, по мнению Макаренко, необходимо «развивать политическую конкуренцию». А кроме того, менять амплуа «Единой России». Эксперт считает, что из партии власти она должна превратиться в доминантную партию. То есть активно включиться в «механизмы выработки решений». И научиться связывать «верх с низом», то есть налаживать диалог между властью и простым народом.
Как только слово «кризис» прозвучало в первый раз, аналитики отвлеклись от констатации прошлогодних фактов и приступили к рекомендациям на будущее.
«Прописывать конкретные меры по сопротивлению кризису – дело оперативной тактики», – говорит профессор исторической социологии Георгий Дерлугьян.
По его словам, « в ситуации кризиса, как на войне», все будет меняться быстро и неожиданно.
Поэтому «отсидеться не получится». Так что главное нынче – побудить политиков понять, что они «подходят к точке исторического выбора». Стабилизация завершена. Пора действовать. При этом, мотивируя политиков на мобилизацию, эксперты не обещают стране дальнейшей демократизации.
Дерлугьян подчеркивает, что «демократизация политической системы» в кризис не может быть приоритетом для страны. Сейчас значительно важнее эффективность управления государством.
«Власть должна стать харизматичной, а поэтому неизбежно более авторитарной. В буре нужен капитан. Но если харизма не будет подкреплена легитимностью правового государства, то капитан не получит слаженной команды», – поведал эксперт.