Инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в соответствии с требованием КНДР в четверг в первой половине дня отбыли из Пхеньяна в Пекин. К отъезду из Йонбена, где находится главный северокорейский ядерный центр, также готовятся и четыре американских специалиста, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на японское агентство Kyodo из северокорейской столицы.
К отъезду из КНДР также готовятся и четыре американских специалиста
Напомним, 14 апреля КНДР проинформировала инспекторов МАГАТЭ, что она незамедлительно прекращает всякое сотрудничество с агентством. Как отметил ранее в этой связи в Вене официальный представитель МАГАТЭ, Пхеньян потребовал удалить все измерительное и наблюдательное оборудование, «вследствие чего инспекторы больше не будут допущены к установке» в центре ядерных исследований в Йонбене, и им было предложено покинуть КНДР «в кратчайший срок».
Одновременно КНДР информировала МАГАТЭ о своем решении «возобновить деятельность ядерных установок и переработку отработанного ядерного топлива» и заявила о выходе из шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова.
Поводом для этого стало заявление председателя Совбеза ООН с осуждением запуска 5 апреля ракеты в КНДР. В заявлении отмечается, что запуск противоречит резолюции Совбеза № 1718. В документе также говорится о возможности усиления санкций в отношении Северной Кореи путем расширения списка товаров, запрещенных к ввозу в страну. Кроме того, Совбез потребовал от Пхеньяна не проводить в будущем запусков баллистических ракет.
КНДР в начале апреля запустила ракету-носитель со спутником. Власти КНДР заранее объявили, что запуск ракеты «Ынха-2» («Млечный путь») осуществит вывод на орбиту экспериментального спутника связи «Кванменсон-2» («Яркая звезда»). Большинство западных стран считают, что Пхеньян таким образом планировал осуществить испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд.
При этом Китай отреагировал на решение КНДР о высылке наблюдателей МАГАТЭ из Йонбена достаточно сдержанно. Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй на просьбу журналистов прокомментировать этот шаг ответила сдержанно: «Мы неоднократно озвучивали свою позицию: мы надеемся, что все заинтересованные стороны будут сохранять хладнокровие и терпение, чтобы сохранить шестисторонние переговоры».
Вашингтон также заявляет о беспокойстве в связи с последними действиями Северной Кореи и призывает эту страну немедленно вернуться к шестисторонним переговорам по ядерной программе. «Администрация и я верим, что все, кто участвует в переговорах, стремятся к тому, чтобы Северная Корея вернулась за стол переговоров, за которым она в сентябре 2005 года согласилась свернуть свою ядерную программу», – заявил официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс.
А пресс-секретарь госдепартамента Роберт Вуд отметил, что решение о выдворении инспекторов МАГАТЭ, контролирующих деактивацию реактора в Йонбене, – это «шаг назад». «Северная Корея почувствует на себе последствия такого решения. Оно вовлечет страну в еще большую международную изоляцию», – подчеркнул Гиббс.
Между тем в самой КНДР, похоже, не замечают международного резонанса по поводу возобновления её ядерной программы. Там продолжается празднование самого главного памятного дня в республике – Дня солнца – очередного дня рождения первого президента страны Ким Ир Сена, отца нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ира. Накануне все дети до 12 лет получили в подарок по 1 килограмму конфет и печенья.