Лидер Британской национальной партии (БНП) Ник Гриффин, чья политическая сила впервые прошла в Европарламент, и глава Национального фронта Франции Жан-Мари Ле Пен инициировали создание панъевропейского ультраправого альянса. К ним присоединились также представленная в Европарламенте венгерская партия «Йоббик» и три партии, входящие в национальные законодательная собрания: Бельгийский национальный фронт, итальянская партия «Трехцветное пламя» и шведские национал-демократы.
Гриффин заявил, что новое объединение будет противостоять «чудовищной федеральной Европе» изнутри
При этом правые не смогут организовать фракцию в Европарламенте: для этого необходимо наличие 25 депутатов, чем националисты похвастаться не могут. Цель их другая – получение финансирования в размере 11 млн из бюджета Евросоюза. Данная практика для панъевропейских объединений, которые соответствуют требованиям Брюсселя, осуществляется с 2001 года. «Это шанс для британских налогоплательщиков вернуть часть их денег, потраченных на нужды европейских институтов, и использовать их для чего-то действительно полезного», – передает слова Гриффина The Times.
В манифесте альянса, размещенном на сайте французского Национального фронта, отмечается, что он отвергает все попытки создать «европейское супергосударство», выступает за «гуманистическое и миролюбивое решение проблемы иммиграции» и будет бороться с «деструктивными эффектами глобализации». А глава БНП Ник Гриффин со свойственной ему прямотой также заявил, что новое объединение будет противостоять «чудовищной федеральной Европе» изнутри.
Между тем на пути воплощения планов союза ультраправых могут появиться серьезные проблемы. Согласно правилам, панъевропейское объединение, рассчитывающее на финансирование, должно соответствовать определенным критериям. В том числе «придерживаться принципов свободы, демократии, уважать права человека и закон». Как рассказал источник The Times в органе, занимающемся выделением фондов Европарламента, к участникам националистического альянса есть ряд вопросов.
Так, БНП не принимает в свои ряды не белых граждан, что может быть воспринято как дискриминация, а Ле Пен неоднократно обвинялся на родине в отрицании холокоста. Кроме того, для получения 11 млн евро необходимо наличие семи партий, а националисты пока смогли собрать под свои знамена только шесть партий – сторонников крайне правых идей.
Политолог Борис Межуев полагает, что в будущем правые партии будут «очень усиливаться», что связано с отсутствием у Евросоюза связанной идентичности. «Речь идет не только о территории. Речь идет также о населении. Непонятно, какое население является коренным для Европейского союза, а какое является для него чужим», – сказал Межуев газете ВЗГЛЯД.
Непонятно, какое население является коренным для Евросоюза, а какое является для него чужим
По его словам, так как проблема идентичности остается абсолютно не решаемой для Евросоюза, то отсюда следует предположить, что правый фронт будет присутствовать в европейском спектре. «В конечном итоге партии центра что-то позаимствуют, мы это видим на французском опыте, какой-то набор лозунгов, идей. И в конечном итоге крайне правые будут отодвинуты на второй план», – подытожил политолог.
Британскую праворадикальную политическую партию основал в 1982 году Джон Тиндалл после ухода из Британского национального фронта (БНФ). В прошлом году БНП заняла пятое место на выборах мэра Лондона, набрав 5,2% голосов. Кандидат на пост мэра Ричард Бэрнбрук был избран одним из 25 членов Лондонской городской ассамблеи. На выборах в Европарламент 4 июня 2009 года БНП завоевала два места в Европарламент. Одно из мест досталось господину Гриффину.
Что касается Национального фронта Франции, то он был создан в октябре 1972 года на этапе поиска альтернативного пути власти социалистов. Один из самых успешных выборных циклов произошел на выборах в Национальное собрание в 1986 году (35 мест) и Европарламент в 1984 году (10 мест). В 2002 году на выборах президента Франции Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур, набрав 16,86% голосов (во втором туре он набрал 17,79% голосов, проиграв Жаку Шираку).
Господин Ле Пен выступает за прекращение иммиграции из неевропейских стран и ратует за возвращение к «традиционным ценностям» (запрет абортов, развитие французского языка). Своим успехом НФ во многом был обязан антииммигрантской риторике, присутствовавшей в его программе с первых лет существования, но лишь в начале 1980-х годов начавшей приносить политические дивиденды, что было связано с ростом актуальности этой проблемы во Франции.
Добавим также, что со своей стороны в конце лета об объединении заявили европейские антифашисты. Представители подобных сил стран Балтии, Польши и Финляндии на очередном слете в латвийском городе Айзкраукле договорились о создании единой международной антифашистской организации.