В четверг один из лидеров грузинской оппозиции, глава партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе сообщил журналистам, что Германия и Евросоюз пока не готовы поддержать давнее требование Грузии о выводе из зоны конфликта в Абхазии российских миротворцев и проведения там международной полицейской операции.
В плане Штайнмайера ничего не говорится о территориальной целостности Грузии, что свидетельствует об изменении отношения к Абхазии
«Во всяком случае, из разговора, который состоялся с главой МИДа Германии, у меня сложилось впечатление, что ни Евросоюз, ни Германия пока не готовы пойти на этот шаг», – заявил он после встречи с Франком-Вальтером Штайнмайером.
Напомним, глава МИДа Германии Франк-Вальтер Штайнмайер прибыл в четверг в Грузию для переговоров по реализации трехэтапного плана урегулирования конфликта в Абхазии.
В Тбилиси Штайнмайер провел переговоры с главой МИДа Грузии Екатериной Ткешелашвили, со спикером парламента Давидом Бакрадзе, а также с представителями оппозиционных партий страны.
В пятницу Штайнмайер отправится в Сухуми, где встретится с руководством самопровозглашенной Абхазии для ознакомления с германским планом урегулирования грузино-абхазского конфликта, после чего посетит Москву, где обсудит вопросы урегулирования конфликта с главой МИДа РФ.
Первый этап плана, который Штайнмайер привез в Грузию, предусматривает в течение года меры восстановления доверия между грузинской и абхазской сторонами, подписание соглашения о неприменении силы и начало процесса возвращения грузинских беженцев в места их постоянного проживания в Абхазии.
Второй этап плана – это начало восстановительных работ на средства, собранные правительством Германии от стран-доноров. Третий – определение политического статуса Абхазии.
Комментируя этот план, министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал недопустимым увязывание подписания соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией с возвращением беженцев.
«Подписание соглашения о возвращении грузинских беженцев в Абхазию на данный момент нереально, поскольку, вообще, тема возвращения беженцев требует сначала успокоения ситуации, восстановления доверия, и уже потом возникнет возможность эту тему в предметном плане рассмотреть», – сказал Лавров после переговоров со своим сербским коллегой Вуком Еремичем.
Российский министр иностранных дел заявил, что на данном этапе в грузино-абхазском и грузино-осетинском урегулировании приоритетным является подписание соглашений о неприменении силы, и лишь затем подписание других договоренностей, в том числе и о возврате беженцев.
«Мы внесли проект резолюции Совета безопасности ООН, который направлен на решение абсолютно неотложной, самой срочной задачи, – подписания сторонами соглашения о неприменении силы», – передает слова Лаврова ИТАР–ТАСС.
Реакция президента Грузии Михаила Саакашвили последовала мгновенно. На созванном в Тбилиси брифинге он назвал заявление Лаврова «бесстыдным». «Мировое сообщество не допустит такого варварского решения», – сказал Саакашвили, выразив надежду, что заявление Лаврова «является провокационным заявлением чиновника, а не позиции правительства России».
Президент Грузии также назвал «бессмысленной инициативой» предложение о подписании между Тбилиси и Сухуми соглашения о неприменении силы. «Эта инициатива не имеет смысла, потому что Грузия и так не собирается ни на кого нападать», – цитирует Саакашвили агентство «Новости-Грузия».
Вообще же, немецкий план урегулирования конфликта был встречен достаточно сдержанно и в Грузии. Председатель парламента страны Давид Бакрадзе заявил, что план урегулирования конфликтов, представленный Германией, приемлем, однако нуждается в доработке. «Любой план, направленный на урегулирование конфликтов, должен быть в первую очередь направлен на возвращение беженцев», – отметил он.
А оппозиционный депутат, лидер партии «Мы сами» Паата Давитая пригрозил, что если в предложенном МИДом Германии плане абхазского урегулирования на первом этапе не будет предусмотрено безусловное и безопасное возвращение беженцев, оппозиция «помешает осуществлению данного плана».
Есть претензии к плану и у абхазской стороны, только, как и следовало ожидать, к совершенно другим его пунктам.
Руководитель МИДа Абхазии Сергей Шамба заявил, что Сухуми может поддержать предусмотренные первым этапом меры по решению вопросов безопасности, «если в рамках обсуждения документа будет обсуждаться вопрос вывода грузинских вооруженных формирований из Кодорского ущелья и подписание соглашения о невозобновлении боевых действий».
«Что касается возвращения беженцев, то речь может идти об обсуждении этого вопроса в соответствии с ранее подписанными соглашениями, и только в Гальский район республики», – сказал Шамба.
Третий этап – определение статуса Абхазии – Шамба категорически отвергает. «Мы уже неоднократно заявляли, что статус нашей республики не может быть предметом переговоров, и обсуждать его мы не намерены ни с кем. Речь может идти только об урегулировании государственно-правовых отношений с Грузией или о признании Грузией независимости Абхазии», – заявил глава МИДа Абхазии.
При этом Шамба назвал положительным моментом, что в документе ничего не говорится о территориальной целостности Грузии. По мнению абхазского министра, это свидетельствует об изменении отношения к Абхазии со стороны ряда западных стран.