В понедельник в Люксембурге прошла очередная встреча 27 глав МИД стран Евросоюза. Основные темы – подготовка к саммиту ЕС, который состоится 15–16 октября в Брюсселе и будет посвящен борьбе с финансовым кризисом, а также вопрос снятия санкций с Белоруссии и Узбекистана. Не был забыт и план Медведева – Саркози, а значит, возобновление консультаций по стратегическому договору Россия – ЕС вновь на повестке дня.
Брюссель между Москвой и Тбилиси
Отмена санкций против Белоруссии и Узбекистана показывает, что вся забота о правах человека, о демократии, плюрализме – это лишь слова
Несмотря на то что ранее отдельные представители европейских стран и чиновники из Брюсселя уже констатировали вывод российских войск из Грузии, официальная позиция ЕС, объявленная на встрече глав МИД, имела особое значение.
«Они (русские) выполнили свои обязательства», – заявил в Люксембурге глава МИД председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер.
Примирительные заявления на этом не закончились. Европой будет выполнено одно из самых принципиальных требований российской стороны – участие представителей Цхинвала и Сухума в международной встрече по ситуации в Грузии. «Вероятно, представители Южной Осетии и Абхазии примут участие в переговорах, о чем нам писали русские», – сообщил тот же Кушнер.
Напомним, что в среду в Женеве состоится пленарное заседание сопредседателей международной конференции по урегулированию последствий конфликта в Грузии. В частности, в нем примут участие генсек ООН Пан Ги Мун, действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Финляндии Александер Стубб, верховный представитель ЕС Хавьер Солана, а также представители России, Грузии и, как выяснилось теперь, Южной Осетии и Абхазии.
Отметим также, что категорически против подобной «уступки России» выступали грузинская сторона, а также ее нынешние союзники в ЕС – Великобритания, Польша и страны Балтии.
Вполне предсказуемо на саммите встал и вопрос о возобновлении переговоров по новому стратегическому договору Россия – ЕС, которые, как известно, увязывались с выполнением Россией плана Медведева – Саркози. В соответствии с уже устоявшейся в последнее время диспозицией мнения членов Евросоюза по этому вопросу разделились. Германия, Франция и Италия ратовали за скорейшую активизацию процесса.
«Поведение Росси было очень конструктивным. Я придерживаюсь мнения, что уже на заседании Совета ЕС – Россия в Ницце 14 ноября Евросоюзу следует объявить о возобновлении переговоров по новому договору», – заявил министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, подчеркнув, что Москва, согласно договоренности, вывела войска из зон безопасности вокруг Южной Осетии и Абхазии.
Позиция противоположного лагеря новизной не радовала. «В настоящее время было бы трудно говорить о дальнейшей перспективе отношений между ЕС и Россией так, как будто ничего не произошло», – отметил глава МИД Литвы Пятрас Вайтекунас, скептически оценивающий возможность «в ближайшее время наладить полноценные отношения между Литвой как страной Европейского союза и Россией».
В итоге консолидированное решение Евросоюза оказалось едва ли не более благосклонным к России, чем желал того Фраттини. Бернар Кушнер сообщил, что вопрос о возобновлении переговоров по новому соглашению между ЕС и Россией будет рассмотрен уже на ближайшем саммите ЕС, который пройдет 15–16 октября в Брюсселе.
По словам Кушнера, к этому моменту «уже будут первые итоги конференции по безопасности Южной Осетии и Абхазии», которая состоится в Женеве 15 октября. Впрочем, стоит отметить, что он говорил лишь о рассмотрении вопроса, а не об окончательном возобновлении переговоров. В этой связи Кушнер подчеркнул, что в случае чего ЕС сможет вернуться к данной проблеме в ноябре в Ницце.
Между тем эксперт Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко считает, что новый стратегический договор не так уж и важен для Москвы. «Я думаю, что, даже если этот процесс будет возобновлен, в целом какого-то серьезного влияния он не будет оказывать на российско-европейские отношения. Да, конечно, это будет такой символический шаг, который будет означать примирение Москвы и Брюсселя, но не более», – отметила эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
По мнению Войко, в этом контексте можно трактовать и выступление Дмитрия Медведева в Эвиане. «Там он подтвердил продолжение принципиального курса на развитие двусторонних отношений со странами Европы, нивелируя общение с ЕС как с единым целым. Последнее не устраивает ни российский политический спектр, ни российский бизнес», – резюмировала она.
Впрочем, Тбилиси без пряников тоже не остался. Так, Евросоюз объявил о начале диалога с Грузией об упрощении визового режима и реадмиссии, а также назначил дату международной конференции доноров помощи Грузии.
«Наша задача, чтобы Грузия получила помощь в восстановлении экономики, а также непрямое экономическое содействие, направленное на восстановление доверия инвесторов к этой стране», – сказала еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер о конференции, которая пройдет 22 октября в Брюсселе. Правда, она тут же выразила сожаление, что ЕС сможет предоставить Грузии «несколько меньшую помощь, чем Тбилиси запрашивал изначально». Из-за кризиса, разумеется.
Послабления для изгоев
Другой блок решений касался вопросов сближения с Белоруссией и Узбекистаном. По итогам консультаций министры на полгода отменили ограничения на въезд в ЕС, наложенные на президента Белоруссии Александра Лукашенко и некоторых других высших чиновников республики.
По словам министра иностранных дел Болгарии Ивайло Калфина, данное решение было принято «в связи с улучшением ситуации с правами человека в Белоруссии». Он также отметил, что участники совещания договорились вернуться к рассмотрению вопроса об ограничительных мерах в отношении руководства Белоруссии через оговоренные шесть месяцев.
Напомним, визовые ограничения Евросоюз ввел в отношении ряда белорусских чиновников после президентских выборов 2006 года. Тогда ЕС посчитал, что голосование прошло с грубыми нарушениями демократических прав и свобод граждан. Но в последнее время Лукашенко активно добивался отмены санкций, в частности провел парламентские выборы, как он сам выразился, «по понятиям Евросоюза».
Еще одной страной, удостоившейся милости Брюсселя, стал Узбекистан. «За последний год мы констатировали в Узбекистане прогресс в области соблюдения прав человека. В этой связи мы приняли решение приостановить на полгода запреты на выдачу виз должностным лицам. Запрет на поставки оружия в Узбекистан останется в силе», – передает слова Кушнера РИА «Новости».
Санкции против Узбекистана Брюссель ввел еще раньше, в мае 2005 года, после трагических событий в Андижане, где в результате подавления антиправительственного мятежа погибло около 200 человек.
По мнению депутата Госдумы Михаила Емельянова, в этой ситуации Запад вновь продемонстрировал политику двойных стандартов. «На самом деле отмена санкций против Белоруссии и Узбекистана показывает, что вся забота о правах человека, о демократии, плюрализме – это лишь слова. А главное – это интересы западных стран, наиболее значимый из которых в СНГ – ослабить влияние России. Для того чтобы ослабить это влияние, они готовы идти на контакты с любыми режимами», – заключает депутат.
Интересно, что высшие еврочиновники даже не особенно скрывают получение политической выгоды от снятия санкций с Белоруссии. Хотя, по словам Кушнера, причиной потепления отношений Брюсселя и Минска стала «положительная динамика ситуации с правами человека в Белоруссии», решение улучшить отношения совпало по времени с моментом рассмотрения Минском вопроса о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Как раз в понедельник парламент Абхазии обратился к новоизбранным коллегам из Белоруссии с просьбой об официальном признании независимости республики. Ранее Лукашенко увязывал возможность признания именно с решением нового парламента.
При этом, по информации источников ИТАР-ТАСС, посетивший Люксембург министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов «получит сигнал» о невозможности улучшения отношений с ЕС, в случае если это признание последует.
«Абхазия и Южная Осетия – это наиболее яркий пример балансирования Лукашенко между Россией и Западом, – отмечает Емельянов. – Когда в руководство России пришли молодые и энергичные люди, Батька понял, что вряд ли ему когда-нибудь придется возглавить реально объединенное государство России и Белоруссии. Все интеграционные намерения начали испаряться, и политика Минска дрейфует от России в сторону Запада».
«Это не значит, что он будет для Запада абсолютно свой или дойдет до заключения каких-то союзов, но то, что он уже не настолько пророссийский, каким он себя показывал несколько лет назад, это очевидно. Ну и он, конечно, находится под влиянием элиты и своей семьи, которые, как всякие получившие власть и деньги люди, хотят быть принятыми в Европе», – резюмировал депутат Госдумы в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.