В среду в Центризбиркоме прошла жеребьевка по распределению мест в избирательном бюллетене среди 11 зарегистрированных партий. К 10 утра зал заседаний комиссии уже не вмещал всех желающих – представителей партий, сочувствующих и журналистов.
Некоторые избиратели по-прежнему не знают, за кого отдать свой голос, даже когда входят в кабинку для голосования
Чтобы доказать, что все будет по-честному, секретарь ЦИК Николай Конкин предложил желающим перепроверить лототрон и шарики, вовнутрь которых члены комиссии публично стали запрятывать бумажки с номерами. Однако представители партий то ли от волнения, то ли из-за безграничного доверия ЦИК от торжественной должности проверяющих отказались.
Порядок, в котором партиям предстояло тянуть заветные шары, был определен ЦИК еще на прошлой неделе. К неудовольствию некоторых партийцев, первыми к лототрону было решено подпускать не тех, кто быстрее зарегистрировался для участия в выборах, а старейшие партии вообще.
Таким образом, открыла жеребьевку Демократическая партия. «Можете покрутить барабан, можете вынуть сразу. Вскройте сами, чтоб не было сомнений», – советовала лидеру ДПР Андрею Богданову член комиссии Елена Дубровина.
Богданов решил не крутить, вытащил шарик одним махом и передал его для вскрытия Конкину. «Номер три», – огласил секретарь комиссии первый результат.
Вторым к лототрону подошел секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин. В отличие от Богданова, барабан он, под советы сторонников партии «зайти с другой стороны», вращал целеустремленно и долго. Настолько, что в зале даже забеспокоились – а не подлог ли это? Правда, после того как Володин вытащил шарик с номером 10, сомнения в честности жеребьевки сразу отпали.
Коммунистам, тянувшим свой жребий третьими, удалось подняться в бюллетене повыше – на четвертую строчку.
Пятый номер достался СПС, представитель которого очень долго не мог открыть закрученный от души членами ЦИК шарик.
Тянувшей после «правых» ЛДПР достался номер 7, «Яблоко» вытянуло последний номер в бюллетене – 11, а «Патриоты России» – 9.
После того как лидер Аграрной партии Владимир Плотников умудрился вытащить первый номер, в зале послышались предположения: «Расположатся прям как по алфавиту!» Вытянувший шарик с номером 2 лидер партии «Гражданская сила» Михаил Барщевский подтвердил догадку прозорливых наблюдателей.
Вдобавок к этому странному стечению обстоятельств «Справедливой России» достался номер 8. Правда, Партия социальной справедливости, наряду с СПС, чуть подпортила алфавитный порядок и вытянула номер 6.
Сами представители партий, судя по всему, оказались удовлетворены результатами жеребьевки и нахваливали свои номера.
«Мы очень довольны, попасть в десяточку очень важно. Нам сегодня повезло, и важно, чтобы и дальше все шло так хорошо. Путин приносит нам удачу», – прокомментировал журналистам результаты жеребьевки Вячеслав Володин.
Коммунисты в лице первого зампредседателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова радовались своему месту не меньше. Правда, по другой причине – потому что они оказались в бюллетене выше всех своих основных конкурентов. «Есть партии, для которых результат жеребьевки имеет значение, но для нас – нет. Но мы довольны, что встали выше конкурентов», – отметил он.
Но больше всех был счастлив обладатель места под номером 1 – лидер Аграрной партии Владимир Плотников. «Все хотели сегодня получить первый номер, но он достался нам. Сегодняшнее событие – хороший, добрый знак!» – как ребенок радовался он.
Впрочем, как бы ни показывали свое удовольствие сами партии, в Центризбиркоме считают, что место в избирательном бюллетене все-таки оказывает, пусть и очень маленькое, влияние на избирателей.
Как пожаловалась журналистам Елена Дубровина, некоторые избиратели по-прежнему не знают, за кого отдать свой голос, даже когда входят в кабинку для голосования. Поэтому им проще поставить галочку напротив партий, расположенных в начале бюллетеня.
Однако у самих партий еще достаточно времени для того, чтобы склонить россиян к сознательному выбору. Начинать делать это можно будет уже с этой субботы, когда период агитации войдет в активную стадию и переместится с улиц на страницы газет и экраны телевизоров.