Трое сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса написали открытое письмо своему четвертому коллеге Гарри Каспарову. Они призвали его приостановить деятельность на посту сопредседателя ВГК.
Последние события, связанные с «Другой Россией» и ее лидерами, вообще ставят под сомнение сам факт существования такой оппозиции
Авторы письма – президент фонда «Индем» Георгий Сатаров, председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и президент Института национального проекта «Общественный договор» Александр Аузан. Ранее они входили в коалицию «Другая Россия», но еще летом покинули ее ряды.
Идея созвать конгресс принадлежит коалиции общественных организаций «За право выбора». Первый съезд «Россия за демократию, против диктатуры» прошел в Москве 12 декабря 2004 года. После этого он проходит каждый год в один и тот же день – день принятия Конституции РФ.
В оргкомитет конгресса вошли около 70 политиков, представителей общественных организаций и партий, а также журналистов. Последний съезд прошел 12 декабря прошлого года. Главная цель конгресса – объединение демократических сил.
Людмила Алексеева считает, что Всероссийский гражданский конгресс – не политическое объединение. ВГК создавался не для того, чтобы поддерживать кого бы то ни было в кандидаты на президентских выборах. «Если один из нас выдвинул свою кандидатуру на пост президента – это уже политическая борьба. Мы бы хотели, чтобы это было вне рамок Всероссийского гражданского конгресса», – сказала госпожа Алексеева газете ВЗГЛЯД.
Такого же мнения придерживается сопредседатель ВГК Георгий Сатаров. В интервью «Национальному журналу» он заявил, что политическая деятельность Каспарова «слабо совместима» с его участием в работе ВГК. «На мой взгляд, это слабо совместимо – именно потому, что тогда ВГК будет рассматриваться как организация при одном из кандидатов, а этого просто не хотелось бы», – говорит господин Сатаров.
В конце сентября оппозиционная коалиция «Другая Россия» провела съезд, на котором были подведены итоги праймериз по выборам «единого кандидата демократических сил». На голосование были вынесены следующие кандидатуры: Гарри Каспарова; лидера недавно созданной партии «Народ за демократию и справедливость» (НДС) Михаила Касьянова; экс-главы Центробанка Виктора Геращенко; лидера Национального освободительного движения Сергея Гуляева и депутатов Госдумы Бориса Виноградова и Владимира Рыжкова.
За лидера Объединенного гражданского фронта проголосовали 379 делегатов (из 498 поданных голосов). Возможно, итог голосования был бы иным, если бы Михаил Касьянов ранее не вышел из коалиции. В региональных праймериз он, как и Каспаров, победил в 16 регионах.
Сначала экс-премьер лидировал с большим отрывом, но после разрыва с «Другой Россией» в предпочтениях оппозиционеров его догнал Гарри Каспаров. В итоге он сравнялся с Касьяновым по числу побед в регионах и победил на съезде.
Людмила Алексеева пояснила газете ВЗГЛЯД, что причина появления открытого письма не в том, что Гарри Каспаров победил на праймериз «Другой России», а в том, что он – сопредседатель конгресса.
«Мы ничего не имеем против праймериз и всех этих процедур, но поскольку он в этом участвовал и будет продолжать эту кампанию, то, с моей точки зрения, это несовместимо с должностью сопредседателя», – уверена госпожа Алексеева. В противном случае, говорит она, конгресс будет рассматриваться его участниками и всеми окружающими как организация поддержки, а «у нас совсем иные цели».
Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов видит в открытом обращении несколько аспектов. С содержательной точки зрения «все понимают», что конгресс создавался не столько как коалиционная, сколько как оппозиционная структура, и чаще ассоциировался с именем Гарри Каспарова, а не других сопредседателей.
Поэтому, по мнению Виноградова, ничего необычного в том, что Каспаров часто выступает от имени конгресса, нет. «В то же время обращение правозащитников углубляет процессы раскола, которые обозначились в «Другой России» прошлым летом», – сказал господин Виноградов газете ВЗГЛЯД.
Политолог пояснил, что коалиция поделилась на сторонников Михаила Касьянова, который ушел в «самостоятельное политическое плавание вне связи с «Другой Россией»; на правозащитников, которые также дистанцировались от оппозиционной коалиции, но не заняли определенной позиции; Каспарова и его сторонников, продолжавших использовать бренды Всероссийского гражданского конгресса и «Другой России»; на заметных оппозиционных политиков, которые не определили отношение к «Другой России», но оказались вовлечены в эти конфликты.
Поэтому эксперт делает вывод, что открытое обращение к Гарри Каспарову отражает этот раскол. «Это связано с отсутствием единой тактики у радикальной оппозиции в отношении парламентских и тем более президентских выборов», – считает Михаил Виноградов.
Собственно говоря, последние события, связанные с «Другой Россией» и ее лидерами, вообще ставят под сомнение сам факт существования такой оппозиции. Однако то, что оппозиции нет, как мы видим, не мешает ей раскалываться дальше.