По мнению Сергея Маркова, убийство первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова продемонстрировало, что ситуация в банковской сфере представляет угрозу общественной безопасности. Он отметил определенное противоречие между жесткой политической реакцией президента РФ Владимира Путина на это убийство и мягкой позицией, проявленной Общественной палатой, Госдумой и Советом Федерации, реакцию которых он описал как «приняли убийство к сведению».
Это убийство – не что иное, как вызов власти, вызов той самой политической стабильности, которую Россия наконец обрела в настоящее время
- Сергей Александрович, безусловно, убийство первого заместителя председателя Центрального банка РФ является громким. В России давно уже не было покушений на столь статусных властных персон – пожалуй, с 90-х годов. Но почему вы считаете заявления Государственной думы в связи с трагедией недостаточными?
- Вы правы, подобные случаи в нашей стране скорее характерны для сумасшедших 90-х годов. Я называю это убийство «выстрелами из прошлого», «выстрелами из 90-х».
На мой взгляд, это убийство – не что иное, как вызов власти, вызов той самой политической стабильности, которую Россия наконец обрела в настоящее время. Именно поэтому реакция со стороны президента Владимира Путина была жесткой и конкретной – он собрал совещание глав силовых ведомств по этому поводу. Это во-первых. Во-вторых, Путин постановил создать оперативную рабочую группу из представителей силовиков и Центробанка на уровне не ниже заместителей глав ведомств. А в-третьих, он потребовал уточнить нормативно-правовую базу работы банков с клиентами – прежде всего выработать объективные критерии «чистоплотности» клиентов.
Между тем Госдума ограничилась достаточно общим заявлением, тогда как конкретных действий со стороны нижней палаты российского парламента не последовало. Я считаю, что Общественная палата, как представитель российского общества, не должна стоять в стороне от подобного рода вещей. Наша палата должна призвать Федеральное собрание – как в лице Государственной думы, так и в лице Совета Федерации – предпринять предельно четкие законодательные действия, способные вскрыть причины данной трагедии, а также очистить банковский сектор от криминала. В этом смысл и суть моей инициативы.
- Почему вы считаете, что ответом на данное убийство со стороны российского парламента и Общественной палаты РФ должно стать формирование специальной комиссии?
- Видите ли, речь идет не только о самом убийстве Козлова, но и о причинах и мотивах, стоящих за преступлением. На сегодняшний день все признали, что они лежат в сфере профессиональной деятельности убитого. Собственно, об этом сказал и президент Путин. Проблема заключается в том, что банковский сектор остается одной из самых криминальных сфер российской экономики. Именно с этим боролся Козлов, пытаясь очистить банки от криминала. Ведь конкретными итогами деятельности убитого были отозванные лицензии у тех банков, которые нарушали закон, а также их невключение в программу по страхованию банковских вкладов. Последнее ведет к тому, что банки полностью теряют доверие вкладчиков. Соответственно, вкладчики выводят свои деньги из подобных банков, и банки вынуждены закрываться.
Я считаю, что комиссия, которую я предлагаю создать совместными усилиями обеих палат Федерального собрания РФ – Государственной думы и Совета Федерации, а также Общественной палаты РФ, должна продолжить дело Козлова по декриминализации российской банковской системы, наведению в ней порядка.
Ведь банки, по сути, есть краеугольный камень российской экономики. Ситуация в банковской сфере оказывает большое непосредственное влияние через ипотеку и формирование норм хозяйствования на реализацию национальных проектов, прежде всего таких, как «Жилье». В этой связи хочу напомнить, что национальные проекты находятся в зоне особого внимания Общественной палаты.
Сергей Марков (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД) |
- Эта история уходит своими корнями в далекие 90-е годы, в период слабости российской государственности и зарождения криминально-фальсифицированной экономики. В те годы в России основные махинации проходили с использованием банков. Достаточно вспомнить знаменитые фальшивые авизо, которые еще называются «чеченскими», поскольку на них в том числе финансировались сепаратисты. В этой афере участвовали многие российские банки. Но криминальные деньги никуда не ушли. Они остались и до сих пор, возможно, вертятся в российской экономике. Не исключено, что на их след и вышел Козлов.
Я считаю, что банковская реформа, цель которой – декриминализация российской банковской системы, имеет огромное значение. Ведь на полученные от афер средства затем приобретались крупные предприятия – флагманы отечественной экономики. По сути, на украденные у государства деньги осуществлялась приватизация некоторых активов. Государство имеет полное право вернуть их себе.
Другой пример – обналичивание крупных средств через прибалтийские банки, ставшие своего рода финансовым офшором России. Это также привело к незаконному выводу значительной доли российского капитала из оборота. Стране был нанесен огромный ущерб, и этот криминал никуда не ушел.
Об этом и свидетельствует убийство Козлова. Люди из банков, лишившихся лицензии за отмывание денег, просто меняли вывески и продолжали свои антизаконные махинации. Напомню, что последняя инициатива Андрея Козлова, выдвинутая им накануне своей гибели, – ввести пожизненный запрет на ведение банковского бизнеса для тех лиц, кто уличен в преступлениях, связанных с уклонением от уплаты налогов и отмыванием нелегальных доходов.
Каким образом, вы считаете, созданная комиссия сможет противодействовать криминалу в банковской системе России?
- Прежде всего необходимо довести дело Козлова до конца. России нужен такой законодательный механизм, который подавит криминал и вытолкнет его за пределы российской банковской системы. Это вопрос национальной безопасности. Особенно если учесть, что банковская система – это финансовая кровеносная система РФ. Через нее в том числе реализуются национальные проекты, заявленные президентом Путиным. Во-вторых, нужно усилить борьбу с коррупцией, так как именно коррупция создает максимально благоприятные условия для криминализированных банковских и других структур. В-третьих, борьба с криминалом требует и декриминализации общественного сознания. И это задача в том числе Общественной палаты РФ. Наконец, необходимо начать борьбу с системой крышевания бизнеса силовыми структурами, через которую происходит сращивание силовых структур не только с бизнесом, но и с криминалом.
Думаю, мы должны поддержать предложение президента России о том, что российской банковской системе нужны меры, которые должны привести к резкому сокращению объема обналичивания денег и перевода большого объема платежей в безналичную сферу. Вместе с тем эти изменения могут коснуться обыденной жизни миллионов российских граждан, чье получение зарплаты и премий связано с обналичиванием денег ввиду сложившейся практики со стороны работодателей. Необходимо совместными усилиями – парламента, силовых структур и Общественной палаты – обеспечить, чтобы уменьшение полулегального обналичивания не привело к кризису платежей для миллионов рядовых граждан.
- В своем интервью «Независимой газете» председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин поддержал вашу инициативу создания объединенной комиссии. Как вы думаете, какой вклад в создание комиссии сможет сделать Счетная палата?
- Прежде всего это ввод в комиссию профессионалов из Счетной палаты, экспертов, которые в силу своей ежедневной практики знакомы не понаслышке со всеми теми черными пятнами банковской системы, о которых мы с вами говорим. Для того чтобы деятельность комиссии была результативной и имела конкретный эффект, в ней должны быть не только политики и общественники, но и специалисты своего дела. Только тогда данное начинание будет иметь четкие последствия, а дело жизни Козлова будет продолжено и доведено до конца.