Пожалуй, единственным по-настоящему неприятным событием прошлой недели стали последствия крупной аварии, произошедшей две недели назад на химзаводе в китайском городе Цзилинь. Одним из ее результатов стал сброс в реку Сунгури (приток Амура) большого количества (порядка 100 тонн) бензолсодержащих веществ.
Разыграть козырь
В полную готовность приведены все службы чрезвычайного реагирования, создаются запасы воды
Высокотоксичное пятно, длина которого достигает 80 км, неумолимо приближается к территории России. В ряде населенных пунктов Дальнего Востока готовятся к принятию чрезвычайных мер; в Хабаровске планируется на несколько дней отключить водоснабжение. В полную готовность приведены все службы чрезвычайного реагирования, создаются запасы воды. Начала работу комиссия из Москвы во главе с замруководителя Росприроднадзора Олегом Митволем; обсуждается тактика борьбы с надвигающейся опасностью.
Китайская сторона уже принесла России свои извинения и выразила готовность оказать содействие в ликвидации последствий. Однако как будет выглядеть это содействие – а точнее, каковы будут объемы компенсации – пока совершенно неясно.
Российские официальные лица не исключают принципиальной возможности подачи исков против КНР в международные судебные организации. Разумеется, вполне возможно, что вопрос о размерах компенсации удастся решить путем двусторонних переговоров, но уверенности в этом пока нет.
В противовес тревожной ситуации на Дальнем Востоке в Киеве и Тбилиси масштабно отмечались годовщины «бархатных революций». Впрочем, что именно праздновалось, было не вполне понятно: ни Украина, ни Грузия не могут похвастаться какими-либо серьезными достижениями после «победы демократии». Официальный Киев после отставки правительства Юлии Тимошенко и вовсе, судя по всему, начал постепенно лавировать в сторону Москвы.
Это и неудивительно: деятельность прежнего кабинета в сфере экономики была столь провальна, что даже успешная продажа на публичных торгах Криворожстали способна, похоже, лишь залатать дыры в бюджете. Да и сейчас все не совсем гладко: недавние переговоры о ценообразовании на российский газ завершились настолько неудачно, что российский премьер Фрадков даже отменил запланированный визит в Киев.
А вот грузинский парламент в канун «революции роз» принял решение начать консультации с президентом Михаилом Саакашвили о выходе страны из СНГ. Заявление, как нетрудно догадаться совершенно безответственное. В случае выхода Грузии из Содружества, ей вполне очевидно придется столкнуться с повышением цен до уровня мировых и на энергоносители, и на электричество.
Такого удара грузинской экономике, которая и так не на подъеме, не вынести никак. Не поможет даже финансовая помощь Запада. Так что неудивительно, что уже через пару дней грузинский премьер Зураб Ногаидели недвусмысленно заявил: «Мы никуда из СНГ не собираемся» – причем заявление прозвучало на заседании глав правительств Содружества в Москве. Другой вопрос, что этот козырь, скорее всего, еще не раз будут пытаться разыграть.
Хуже уже не будет
А давайте продадим Аляску обратно России! |
Так или иначе, локальный «бунт на корабле» сошел на нет явочным порядком – и особых проблем на постсоветском пространстве за отчетный период не наблюдалось. Зато много шуму вызвало любопытное предложение, касающееся, скорее, пространства царской России.
В своей статье в The Washington Post обозреватель Стивен Пирлстайн выступил с сенсационным предложением: а давайте продадим Аляску обратно России! Все равно-де регион сугубо дотационный, а у русских сейчас накопилось огромное количество нефтедолларов.
Предложение, конечно, курьезное, и явно носит шуточный характер – но в наш постмодернистский век в каждой шутке есть доля истины. В самом деле, в случае такой операции в выигрыше оказались бы обе стороны. Условно говоря, США избавляются от «непрофильного актива» (причем не только в экономическом смысле; многие коренные жители Аляски определяют себя как Russian Orthodoxes) – и оказываются в изрядной прибыли в сравнении с ценой первоначальной покупки.
В выигрыше и Россия: возврат исконно русских земель будет способствовать повышению национального духа, а Владимир Путин в этом случае имеет шанс остаться в истории как «собиратель земель российских». Не самое плохое воспоминание для потомков, прямо скажем.
Впрочем, все это относится, скорее, к области умствований – а пока экспансия России на Запад носит куда более локальный характер. Так, на прошлой неделе депутаты думы вотировали поправку к бюджету-2006, согласно которой 500 миллионов рублей выделяется на развитие институтов гражданского общества – в том числе и за рубежом. Журналисты уже успели окрестить это «экспортом российской демократии», хотя сумма порядка 17 млн. долларов США для столь серьезной цели выглядит слишком символически.
Зато параллельно, похоже, удалось изрядно уязвить «импорт демократии». Прошли первое чтение в думе поправки к законодательству, регулирующему деятельность некоммерческих организаций (НКО). У представителей ряда НКО, финансирующихся из-за рубежа, это вызвало на редкость бурную реакцию.
Хотя цель этих поправок, по большей части, просто навести элементарный порядок в этой сфере, а также сделать так, чтобы все НКО находились в равных условиях. Вполне демократично, даже учитывая, что уровень юридической проработки этих поправок действительно не вполне достаточен.
Однако наиболее символическое событие недели к Западу никакого отношения не имеет – и даже, пожалуй, наоборот. Напомним, три недели назад в отставку подал руководитель АвтоВАЗа – Владимир Каданников, возглавлявший предприятие почти двадцать лет. Контроль над предприятием переходит к государству в лице Рособоронэкспорта и Внешторгбанка.
Каданников олицетворял собой неэффективную, низкокачественную и дающую почву для злоупотреблений автомобильную промышленность. Удастся ли государству переломить ситуацию на тольяттинском автогиганте – неизвестно, но очевидно только одно: хуже уже не будет. Потому что хуже – некуда, и с этим согласится любой автолюбитель.