Ситуация в Венесуэле поставила очень серьезные вопросы к внешней политике Российской Федерации.
Существует два неоспоримых факта. Первый факт. Россия оказывала Венесуэле огромную помощь (речь идет о кредитах и инвестициях государственных компаний) на сумму, по оценкам экспертов, свыше 15 миллиардов долларов США не просто так. Венесуэла за это последовательно поддерживала нашу позицию на международной арене.
В 2008 году она вслед за Россией признала независимость Абхазии и Южной Осетии. А в 2019 году президенты Абхазии и Южной Осетии Рауль Хаджимба и Анатолий Бибилов уже в официальном статусе глав государств присутствовали в Каракасе на инаугурации Николаса Мадуро.
В 2014 году Венесуэла проголосовала против продиктованной американцами резолюции Генеральной ассамблеи ООН по воссоединению Крыма с Россией. И впоследствии всегда признавала полуостров неотъемлемой частью Российской Федерации.
Российские государственные компании получают выгодные контракты от венесуэльского правительства, а вооруженные силы страны приобретают оружие российского производства.
Памятуя совет Штирлица говорить важное в завершение, упомяну о консолидированной позиции России и Венесуэлы на нефтяном рынке, что позволяло обеспечивать выгодную для нашей страны цену на нефть. А это отнюдь немаловажный для российского бюджета показатель.
По многим вопросам на протяжении долгих лет Венесуэла была для России гораздо более надежным союзником, чем отдельные твердящие о братстве «уважаемые партнеры» по многочисленным интеграционным форматам на постсоветском пространстве. Хотя такие «уважаемые партнеры» за тот же период с 2008 года российской помощи получили почти в пять раз больше, чем Венесуэла.
Второй факт. Экономическая ситуация в Венесуэле достойна только одной характеристики – катастрофа. И катастрофа эта для тех, кому не повезло родиться в этой чудесно-красивой, теплой, богатой ресурсами стране.
Безработица, тотальный рэкет, товарный дефицит, гиперинфляция… Жуткая смесь позднего СССР с «лихими девяностыми».
При этом венесуэльский режим погряз в коррупции, а в отношении отдельных его высокопоставленных представителей ведутся расследования об участии в международной торговле наркотиками.
Венесуэла напоминает экранизацию романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: как под демагогию о равенстве, борьбе с бедностью и прочем социализме вороватые чиновники грабили предпринимателей и делили постоянно сокращающийся экономический пирог.
Сопоставление этих двух фактов в российской общественной дискуссии порождает два доминирующих подхода.
Первый подход основан на фразе, приписываемой Франклину Рузвельту: «Сомоса, вероятно, сукин сын, но наш сукин сын». Мол, какая разница, как живется простым венесуэльцам: правительство Венесуэлы помогает нам насолить Америке, а потому его нужно поддерживать во что бы то ни стало.
Второй подход – хватит переводить деньги на людей, проводящих странную экономическую политику по отношению к собственному народу. Нам не нужна поддержка ценой поддержки их бед.
Прежде чем продолжить рассуждения, думаю, стоит обратить внимание на еще одну ситуацию – на этой неделе Судан объявил, что принимает экономическую помощь от России и Турции, а президент Судана Омар аль-Башир улетел на переговоры в Доху, надеясь, что получит поддержку и от Катара (думаю, что получит).
Аль-Башир захватил власть в Судане в 1989 году в ходе государственного переворота. Его не просто обвиняют в массовых политических убийствах, пытках и геноциде – непреложным фактом является ведение им кровавой гражданской войны в Южном Судане, завершившейся поражением центрального правительства и отделением Южного Судана.
Не признаваемый Российской Федерацией Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира для задержания по обвинению в совершении преступлений против человечности. Правда, ни одно государство его не исполняет.
Но Россия оказала помощь правительству аль-Башира на фоне самых массовых протестов против его власти, охвативших Хартум и другие крупнейшие города страны. По официальным данным, убито уже 24 протестанта, неофициальные источники говорят о сотнях погибших.
Нужно ли поддерживать Судан с кровавым президентом? Или может быть подождать «торжества суданской демократии»?
Во-первых, Судан поддерживает Сирию. Во-вторых, режим аль-Башира находится в неприязненных отношениях с Саудовской династией. В-третьих, Судан имеет выход к морю и при этом имеет общую границу с Центральноафриканской Республикой.
После этих аргументов стоит ли поддерживать президента аль-Башира?
Мы видим две в чем-то схожие, в чем-то различные ситуации разной степени информационного накала, но небезразличные нашей стране.
Существуют режимы Мадуро и аль-Башира, которые испортили жизнь значительной части венесуэльцев и суданцев, вынужденных в поисках лучшей жизни бороться против своих правительств. При этом поддержка этих режимов необходима России для решения задач нашей внешней политики. И вот именно здесь можно заметить системную ошибку нашей внешней политики.
На протяжении десятилетий Россия утверждает, что сотрудничество с нашей страной выгоднее, чем сотрудничество с США и зависимыми от них международными институтами (прежде всего, МВФ), тем, что Россия помогает, не выставляя требований в области внутренней политики.
Мол, американцы учат вас, как жить, а мы «не вмешиваемся во внутренние дела других стран». А это точно правильно? Может быть, иногда стоит и обусловливать российскую помощь изменениями во внутренней политике принимающих стран? Люди не слепы – они видят и помнят, кто им помогает.
Вспомним 130 тысяч сербов, вышедших на улицы Белграда поприветствовать президента России Владимира Путина. И они приветствовали не только действующего главу Российского государства: в его лице они воздавали дань памяти и императору Александру II, благодаря которому Сербия получила в 1878 году независимость, и императору Николаю II, заступившемуся за сербов против австрийской агрессии в 1914 году, и советским воинам, освобождавшим Белград в 1944 году, и Евгению Примакову, развернувшему самолет над Атлантикой в 1999 году, и пришедшим затем в Приштину российским десантникам…
Меняется общественно-политический и экономический строй, приходят и уходят политики, но дружба русского и сербского народов, дружба Российского и Сербского государств сохраняется. Потому что основана на признательности народов.Могла ли Россия обусловить свою финансовую поддержку Мадуро обязательствами последнего провести те или иные экономические реформы, стабилизирующие ситуацию на товарных рынках Венесуэлы и тем самым улучшающие положение простых венесуэльцев? Могла. Всё равно эти условия были бы для Мадуро лучше, чем ультиматум американцев.
Можно ли было поддержку аль-Башира увязать с удовлетворением тех или иных экономических требований тех тысяч суданцев, которые сегодня протестуют на улицах Хартума и Омдурмана? Неужели он бы не принял эти условия, учитывая, что американцы предлагают ему только уголовный процесс? Конечно бы принял.
Выстраивание добрых отношений с народами бывает гораздо более полезным и устойчивым фактором даже в такой циничной сфере, как международная политика, чем подкупающие своей прагматичностью «междусобойчики» с отдельными одиозными правителями других стран. Пример поддержки Януковича должен служить в этом отношении наукой.