Турки начали карать разжигателей паники. Турецкая лира падает, и тех, кто делает мрачные прогнозы в соцсетях, «взяли на карандаш». Не удивлюсь, если дело закончится для паникёров уголовным преследованием, как в недобрые старые времена.
Конечно же, это порочная тактика. Настроения населения не так важны, чтобы влиять на курс национальной валюты. Проблемы лиры заключаются не в том, что турки в неё не верят, а в том, что президент Эрдоган слишком увлёкся расходами, позабыв сбалансировать их доходами.
С одной стороны, в Турции нормальный капитализм, так что печальную судьбу Венесуэлы экономика нашего южного соседа повторит навряд ли. С другой стороны, даже и без радостей гиперинфляции туркам придётся в ближайшие годы туго.
Не могу сказать, что я сильно огорчён по этому поводу. Нашим «экономистам», которые предлагают России включить печатный станок на полную и начать раздавать кредиты, будет весьма полезно очередной раз посмотреть, к чему приводит такая «мудрая» государственная политика.
Турция оказалась охвачена «идеальным штормом». Огромный валютный долг, дефицит счёта текущих операций, дефицит бюджета, недостаточные золотовалютные резервы, высокая инфляция, внешнее экономическое давление – все эти факторы бьют по экономике Турции, усиливая негативное влияние друг друга...
Проблема Эрдогана в том, что он не хочет применять те методы, которые уже несколько раз спасали лиру от аналогичных проблем. Для этого пришлось бы поднять ставки по лире, причём резко и высоко, чтобы привлечь иностранных инвесторов и иностранную валюту на турецкий рынок. Однако для Эрдогана это будет очень неприятно с точки зрения политического имиджа и признания того, что он был неправ, когда отказывался от такого решения в начале кризиса.
Альтернативно можно просто ограничить хождение и/или вывоз валюты (в любом виде) – что тоже будет довольно неприятно в имиджевом плане. Вопрос в том, что Эрдогану дороже – лира или имидж.
Венесуэла, кстати, остаётся одним из последних очагов инфантильного социализма на нашей планете. После того как Куба и КНДР свернули к здоровому капитализму, придерживаться очевидно тупиковых идей становится всё сложнее и сложнее.
Николас Мадуро объявил, что страна переходит на рыночную стоимость бензина – правда, с введением прямых субсидий.
Как мы отлично знаем из нашей истории, это горькое лекарство работает. Совершенно очевидно, что как только бензин начнёт продаваться в Венесуэле по рыночным ценам, его дефицит забудется, как страшный сон.
Конечно, как это всегда и бывает в странах с неумелым руководством, реформы проводятся наспех и халтурно, на перепись автомобилей гражданам отводится всего лишь три дня... однако таковы уж издержки экономики, построенной по принципу «отнимать и делить». Вначале там всё плохо, потом ещё хуже, а потом нужно возвращаться к нормальному капитализму немедленно, «за три дня», потому что иначе ожидается полная катастрофа.
Россия на общем диком фоне выглядит сейчас образцом стабильности и здравомыслия. Крупных долгов у нас нет, печатный станок работает на минимальных оборотах, импорт сбалансирован с экспортом и вообще сколько-нибудь серьёзных опасностей не наблюдается даже на горизонте. В кои-то веки мы можем почувствовать себя в шкуре швейцарцев: заварить кофе и расслабиться перед телевизором, наблюдая, как остальная планета сходит с ума.
Казалось бы, рецепт экономической стабильности очень прост: не набирайте долгов, не мучайте печатный станок, не пытайтесь построить неработающую химеру Маркса... но нет, почему-то другие страны продолжают и продолжают наступать на эти грабли.
Что же, подождём ещё несколько лет. Россия начала в XXI веке с откровенно плохими картами, и нам потребуется хорошо пройти ещё два–три мировых кризиса, прежде чем граждане других стран начнут ставить нас в пример своим витающим в облаках властям.
Источник: Блог Олега Макаренко