Мнения

Евгений Ворожцов
Выпускник Высшей школы комиссаров французской полиции, адвокат

Во Франции придумали новую тактику протеста

2 декабря 2018, 20:00

Фото: Stephane Mahe/Reuters

В субботу, 1 декабря, по всей Франции прошёл третий день мобилизации «желтых жилетов», ознаменовавшийся неожиданно резким ростом насилия. Что принципиально нового привнесли «желтые жилеты» в тактику протестных акций, как на это отреагировали силы правопорядка и кто сегодня ближе к победе?

Для начала необходимо понять, как это было во Франции раньше. Франция имеет наиболее богатую в мире историю и традицию проведения уличных акций в самых разнообразных формах. От штурма Бастилии, Парижской коммуны, когда весь город был на два месяца захвачен восставшими, до мирных шествий и митингов.

Однако баррикады и вооруженное сопротивление, к счастью, в основном остались в XIX веке. К 2000-м годам самыми распространенными формами в стране остались демонстрации двух вариантов. Условно их можно было разделить на два вида: мирные и агрессивные. Мирные являются аналогом наших первомайских демонстраций, когда люди радостно и с флагами проходят по городу, выражая какие-либо требования. На такие мероприятия с удовольствием выходят даже такие непривычные нам профессии, как полицейские и судьи.

Второй, классический, тип отличается тем, что манифестанты желают демонстративно показать градус своего недовольства. В таком случае после прохода по городу (который не запрещен) они направляются к какому-нибудь государственному зданию. Чаще всего к мэрии или префектуре. Такие здания французская полиция обязана защищать. Поэтому столкновение неминуемо, и демонстративного столкновения ищут сами демонстранты.

При встрече желающие участники выдвигаются в первые ряды, и происходит столкновение. Таким образом люди выпускают пар и показывают обществу и властям высокий уровень своего недовольства. В крайнем случае мэр или префект может принять делегацию и выслушать их требования. Затем все расходятся довольные собой. Протестующие высказали свои требования, а желающие ещё и размялись боданием с полицией.

Полиции не надо ни за кем бегать и никого разгонять, они сами придут в известное место. И никаких обвинений в неправомерном насилии, так как полиция ни на кого не нападала, а стояла на месте и защищала государственное здание. Тут они со всех сторон защищены законом. При этом по умолчанию ни те, ни другие оружия не применяют.

Несчастные случаи и раненые, конечно, бывают с обеих сторон, но процедура устроена так, чтобы всё происходило максимально безопасно; при этом спецсредства полиции постоянно совершенствуются в целях усиления защиты обеих участвующих сторон.

Однако начиная примерно с 2000 года такая идиллическая ситуация начала меняться. Прежде всего, появился новый игрок. Им стали группы молодёжи из неблагополучных районов, которые французы элегантно именуют «чувствительные кварталы». Эти группы абсолютно аполитичны, и цель их обычно состоит в том, чтобы под прикрытием акций протеста по возможности ограбить как можно больше магазинов, банков, ресторанов.

Сплоченность этих групп обусловлена единым социальным статусом, совместным проживанием в одном районе с самого детства, опытом и даже, можно сказать, особой субкультурой противостояния с полицией с детского возраста, криминальными связями, самопротивопоставлением обществу по этническому признаку.

Такие хулиганы стали присоединяться к протестующим с целью воспользоваться той или иной политической акцией для грабежей. Они смешивались с толпой, по ходу движения устраивали поджоги, громили по пути всё что можно, в общем, устраивали хаос. А в этом хаосе уже начинали бить стёкла магазинов и грабить.

Для сил правопорядка работа сразу усложнилась, так как раньше они могли стоять и спокойно ждать на одном месте, но теперь грабежи происходят по всему маршруту колонны. Вычислить, где просто бьют стёкла, а где грабят, очень сложно, вмешательство затруднено тем, что хулиганы быстро смешиваются с толпой, а обычные протестующие могут посчитать, что полиция атакует именно их.

А так как это «не по правилам», то возмущение закономерно охватит даже тех, кто изначально не собирался конфликтовать с полицией. Решение было найдено при Саркози в бытность его сначала министром внутренних дел, а потом президентом. Полиция начала внедрять оперативных сотрудников в ряды протестующих. Сотрудники одевались так же, как принято одеваться в «чувствительных кварталах», группы хулиганов заранее вычислялись изнутри, а летучие отряды полиции, заблаговременно зная, где примерно будет осуществлено нападение, смогли за счёт оперативного реагирования сбить волну грабежей.

Ситуацию облегчило то, что существовала возможность провести работу и с организаторами акции. Уважаемые партии и профсоюзы не хотели ассоциироваться с ворами и грабителями. В результате сложился негласный консенсус, что демонстранты понимают и в целом поддерживают правомерность действий сил правопорядка, а полиция аккуратно разделяет «плохих» и «хороших» и, естественно, хороших ни в коем случае не трогает.

А вот от второго новшества, привнесенного хулиганами, которое можно условно обозначить как «Марсельская тактика», решения найдено так и не было. Марсельская потому, что впервые она была в полной мере продемонстрирована в Марселе. Причина в том, что, с одной стороны, город очень большой (он спорит за второе место в стране по численности населения), но при этом там живет ещё и большой процент именно потомков иммигрантов, проживающих недалеко от центра.

Т.е. хулиганам тут зачастую сложно стало смешиваться с обычными демонстрантами, так как хулиганов банально стало больше. Поэтому схватки с полицией им пришлось взять уже непосредственно на себя.

И здесь обнаружились плюсы для хулиганов. Теперь они не связаны с местом проведения официальной манифестации. Если полиция перекрыла одну улицу, можно прекрасно свернуть на другую, где полиции нет. Плюс, так как единого организатора не имеется, а есть отдельные группы, то можно одновременно наносить удары в разных местах.

В результате спецназ вынужден бегать по всему городу, но обречен везде опаздывать. Найти противодействие «Марсельской тактике» тогда не удалось. То, что симбиоз протестных тактик возможен, можно было ожидать. И это свершилось. Особенностью нынешних акций «желтых жилетов» стала именно нетрадиционная тактика действий протестующих. Они фактически отказались от концентрации максимально большого, демонстрационного количества участников в одном месте, что создало огромные неожиданные трудности для французской полиции.

Напротив, самоорганизующиеся и никак не связанные друг с другом группы могут действовать одновременно и на соседних улицах, и на противоположных сторонах квартала. Есть единый район действий, но не более того. И район этот достаточно значительных размеров, чтобы предоставить участникам широкую свободу действий, а полиции – создать трудности для оперативного реагирования.

Источник: Блог Владимира Ворожцова

Вам может быть интересно

Белый дом признал разрешение Киеву бить ATACMS по Курской области и «рядом с ней»
Темы дня

Почему румыны проголосовали за «пощечину» НАТО и Украине

В Румынии внезапно случилось «политическое землетрясение», нанесшее «великолепную пощечину ЕС и НАТО». Такие оценки звучат сегодня на Западе по поводу сенсационной победы в первом туре выборов президента Румынии человека, который плохо относится к НАТО и Украине и хорошо – к российскому руководству. Как такое произошло?

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Маск назвал американские истребители F-35 плохими

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

Новости

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России

Страны Североатлантического альянса рассматривают возможность нанесения превентивных ударов по России в случае вооруженного конфликта, заявил глава Военного комитета блока адмирал Роб Бауэр.

Кабмин счел недоработанным проект о запрете мигрантам привозить семьи в Россию

Правительство России считает, что законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить семьи в страну требует существенной доработки, поскольку он может создать правовую неопределенность, следует из копии проекта отзыва кабмина.

СМИ назвали число инцидентов с самолетами SSJ-100 за один день

Сразу пять инцидентов с самолетами Sukhoi Superjet 100 произошли 24 ноября, включая пожар и неисправности в системах гидравлики и шасси.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

Россия назвала ноту ОЗХО о химикатах на Украине театром абсурда

Нота Организации о якобы применении токсичных химикатов на Украине напоминает театр абсурда и является необоснованной провокацией, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский на 29-й Конференции государств – участников ОЗХО.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

ВС России освободили село Романовка в ДНР

Российские войска провели успешную операцию в селе Романовка, оттеснив подразделения ВСУ и начав зачистку населенного пункта, заявил председатель комиссии по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Общественной палаты РФ Владимир Рогов.

В ЕС удары ATACMS назвали нападением США на Россию

Европейское издание Advance заявило, что удары ракетами ATACMS и Storm Shadow по России являются прямым нападением США и их союзников. По мнению автора, этими вооружениями управляют американские, британские и французские военные.

Кофе подорожал до максимума за 13 лет

Цены на кофе арабика достигли рекордного уровня за 13 лет из-за неблагоприятных прогнозов урожая в Бразилии.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?