Давайте посмотрим, как в этом году участвует в региональных избирательных кампаниях одна из старых и уважаемых политических партий – «Яблоко».
Электоральные перспективы «Яблока» ухудшаются год от года.
Руководство партии решило разыграть карту «политических мучеников
Напомню, что с 2016 года партия потеряла право на государственное финансирование, что ставит под вопрос судьбу региональных отделений. А значит, и эффективное участие в региональных избирательных кампаниях. Как следствие, слабеет интерес потенциальных спонсоров и желание потенциальных кандидатов выдвигаться от «Яблока».
Получается непреодолимый порочный круг – чем меньше у партии денег и влиятельных союзников, тем хуже результаты. А чем хуже результаты – тем меньше денег и союзников.
Ситуацию не исправил и партийный ребрендинг – замена Григория Явлинского на Эмилию Слабунову. Возможно, проблема в том, что ребрендинг толком и не состоялся – Григорий Явлинский так и не перестал был главным медийным лицом партии.
Впрочем, недавно о «Яблоке» два дня говорили все – в связи с выдвижением Евгения Ройзмана* в Екатеринбурге.
Приобретение Ройзмана – политической фигуры с федеральной известностью – было бы для «Яблока» неплохим стратегическим достижением. Если бы не несколько «но».
И вот с этого момента начинается самое интересное.
Сначала выяснилось, что что-то не так с региональным отделением «Яблока». Оно, как бы это помягче сказать, сменило вектор своей лояльности в пользу других региональных элит. Людей в принципе можно понять – у «Яблока» финансовый кризис и всякий выживает как может.
Ок, в ситуацию вмешивается Явлинский – и Ройзмана выдвигают напрямую от федерального бюро партии.
Где-то за кадром рвут на себе волосы электоральные юристы. Потому что так по закону нельзя. Один иск – и выдвижение Ройзмана аннулируется, он лишается права участвовать в выборах и всем привет. Но до этого не дошло.
Потому что, как сейчас стало окончательно ясно, Ройзман и не собирался участвовать в выборах. Он прекрасно понимал, что не пройдет муниципальный фильтр в Свердловской области. Вся история с выдвижением была чисто медийной – от начала и до конца.
Так вот, именно поэтому Явлинский с такой легкостью вписался в эту историю. И поэтому состоялось заведомо незаконное выдвижение от федерального бюро «Яблока». Для Явлинского и «Яблока» эта история тоже была чисто медийной – от начала и до конца.
А теперь давайте посмотрим на другие регионы.
В Ярославской и Новгородской областях кандидаты в губернаторы от «Яблока» не прошли муниципальный фильтр – и судя по всему, не слишком старались его пройти.
Свою неудачу они объясняли даже не давлением властей, а формальными причинами вроде «отсутствия нотариусов в отдаленных районах области». Вот это проблема для уважаемой политической партии, вот это задача.
Более того – кандидат от «Яблока» в Ярославле Олег Виноградов даже не справился с задачей сдать первый финансовый отчет в избирком. Можно было сразу выйти на площадь с плакатом «Не хочу участвовать в выборах».
А в Краснодарском крае внутренний конфликт в «Яблоке» привел к проведению двух партийных конференций и формированию двух разных избирательных списков. Участники второй конференции смело нарушили собственный партийный устав, не стали ничего исправлять и в итоге эффективно самоустранились от участия в выборах.
Тут возникает резонный вопрос: у «Яблока» совсем плохи дела с юристами и политтехнологами? Руководство партии совсем потеряло контроль над региональными отделениями? Мы наблюдаем агонию политического института?Или «Яблоко» делает все это совершенно осознанно?
Похоже на то, что руководство партии решило разыграть карту «политических мучеников».
Представим, что «Яблоко» участвует в выборах везде, где может – и получает крайне скромные результаты. Это значит, что в следующем электоральном цикле у них будет еще меньше денег и людей.
Но вот если грамотно сделать из этого медийную кампанию – смотрите, «Яблоко» не пускают на выборы, нас боятся, власть душит оппозиционную партию? Смотрите, мы почти так же опасны, как Навальный!
Понятно, что эта кампания рассчитана не на граждан России, а на потенциальных покровителей и политических инвесторов. Потеряв государственное финансирование, партия ищет другого крупного спонсора. А поскольку власть на самом деле совершенно не боится «Яблока», давление приходится имитировать самим.
Вот такая вот партия самострелов.
Похоже, мы все-таки имеем дело с агонией политического института.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом