Мнения

Петр Акопов
обозреватель РИА «Новости»

Самая правозащитная правозащита

11 декабря 2017, 23:50

Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Владимир Путин присудил госпремию «За выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности» Людмиле Алексеевой. 90-летняя Алексеева возглавляет Московскую Хельсинкскую группу, созданную при ее участии еще сорок лет назад.

Комсомольская активистка стала диссиденткой в конце 50-х, после 20-го съезда КПСС – когда развенчание Хрущевым культа личности Сталина привело к мировоззренческому кризису, а потом и к конфликту с советской властью у части советской интеллигенции.

В 1977-м Алексеева, будучи одним из руководителей Хельсинкской группы, уехала в США, чтобы не быть осужденной за антисоветскую деятельность. Прожив в Штатах 16 лет, получив там гражданство и поработав на правительство США, она вернулась в «свободную Россию» в 1993-м – чтобы снова заняться правозащитной деятельностью.

Так, как она ее понимает – в первую очередь, это борьба за права инакомыслящих и гражданские свободы. Причем это, как правило, правильные инакомыслящие – то есть близкие по взглядам Алексеевой. Среди тех, за кого поднимает голос МХГ, нет радикальных русских националистов – как в 90-е не было нацболов, которые тогда были самыми преследуемыми из оппозиционных активистов.

Алексеева давно стала живым символом правозащитного движения в России – то есть того, что у нас принято называть этим словом. Поэтому нет ничего удивительного, что она стала вторым лауреатом учрежденной в прошлом году госпремии «За выдающиеся достижения в области правозащиты». Первой в том году стала Елизавета Глинка (Доктор Лиза трагически погибла спустя три недели после получения премии – в авиакатастрофе нашего самолета, вылетавшего в Сирию).

Да и для Путина лично Алексеева – это часть истории нашей страны и его личной биографии, ведь шум вокруг её дела в 1977 году пришелся как раз на годы его обучения в институте КГБ.

Тогда Алексеева была антисоветчиком, то есть фактически «врагом государства» (хотя этот термин уже давно не употреблялся) – а теперь стала лауреатом государственной премии. В этом году Путин заезжал к ней в гости, специально чтобы поздравить с 90-летием. То есть Алексеева – это теперь «честь, ум и совесть нашей эпохи»?

Конечно, нет. То есть она остается кумиром для тех, кто всегда бился с властью, что в 70-е, что в наши дни. Узкий, но влиятельный круг уже даже не интеллигенции, а слоя, претендующего на то, чтобы его считали «интеллектуальной элитой и совестью нации» – но в ответ получающий лишь презрение за работу на заграницу и русофобию.

Путин уважает Алексееву за принципиальность и упертость – она, в отличие от многих ее соратников, говорит и делает то, что думает, безо всякой фиги в кармане. Да, теперь ее используют для того, чтобы просить у президента помилования всевозможных жуликов-олигархов – ну так это уже старость.

При этом и представление Алексеевой о России – типично либерально-западническое – и ее позиция по актуальной политической ситуации (от конфликта с США до Крыма), конечно же, совершенно далеки и часто противоположны путинским.

Ценя в ней верность своим взглядам, Путин отмечает и ее борьбу за права людей – осужденных, преследуемых, обижаемых.

Сам по себе принцип заступничества, борьбы за справедливость, защиты слабых или пострадавших – абсолютно, совершенно русский. Но Алексеева – это продукт даже не советской диссидентской эпохи, а еще дореволюционной традиции «борьбы за права», в которой важными считались (не на словах, а на деле) только права «лучших людей» – не вообще людей как таковых, а именно своего круга, своих ценностей, своих взглядов.

Но если в советские годы отстаивание прав заведомого даже не меньшинства, а совершенно маргинального круга требовало всё-таки личного мужества, то сейчас, когда борьба за права ведется для тех, кто и так обладает не просто всеми правами, но и находится в явно привилегированном положении, одновременно, мягко говоря, злоупотребляя им (как тот же Кирилл Серебренников), подобная правозащита выглядит даже не смешно, а нагло.

Нынешняя защита таких прав, как свобода слова или свобода собраний, очень часто несерьезна – никто не мешает ни говорить, что хочешь, ни объединяться с теми, кто разделяет твои взгляды.

Попытка либерал-космополитов выдать отсутствие у них сколько-нибудь отличной от статистической погрешности поддержки в народе за результат цензуры и репрессий властей просто смешна.

Точно так же, как и отрицание всякой связи между своей работой и интересами Запада – мол, ну что вы, какие «иностранные агенты», это просто помощь от неравнодушных европейцев и американцев, мечтающих о том, чтобы «Россия наконец-то стала свободной».

Практически все постсоветские годы «правозащитник» в России означало «прозападный, непатриотичный, обвиняющий власти во всех грехах человек». Само понятие правозащиты во многом стало синонимом борьбы с властью – когда самые раскрученные правозащитники и та же Алексеева стали выходить сначала на марши несогласных, а потом и на Болотную.

При этом само государство и тот же Путин всячески стремились отделить зерна от плевел – подчеркивая, что не имеют ничего против самой разнообразной борьбы за права граждан, вот только очень не хотят, чтобы она велась на иностранные деньги и тем более использовалась в интересах наших геополитических противников.

На этом вроде бы и договорились – по крайней мере, с частью правозащитников, тех, кому действительно важна борьба за (права и свободы), а не борьба против (власти и России). Но вообще-то, если смотреть на проблему шире, то что такое правозащита в России? Какая правозащита нам нужна, чьи права нужно защищать в первую очередь и кто лучше всего мог бы это делать?

Права обычных, простых людей – не знаменитостей, скандальных или не очень, не проворовавшихся режиссеров, посаженных в тюрьму олигархов или потенциальных террористов (как украинский режиссер Сенцов). А тех, кто жил обычной жизнью – но оказался пострадавшим в результате столкновения с правоохранительными органами, властями, бизнесом и криминалом (или же с их сочетанием). Пострадавшим несправедливо – или вопиюще, несоразмерно сильно наказанным.

Вот чьи права должны защищаться в первую очередь – посаженных за ерундовую кражу в тюрьму подростков, лишенных родительских прав оступившихся матерей, помешавших сговору казнокрадов правдолюбов.

Нужно защищать права заключенных и тех, кто освободился из мест заключения, права инвалидов и права тех, кто не может сам за себя постоять. Нужно помогать тем, кто пытается говорить правду, невзирая на давление сильных – будь то местной коррумпированной власти или национальной преступной группировки.

Какие права считают самыми важными наши граждане?

Право на работу – честную, квалифицированную, с достойной зарплатой. Право на здравоохранение и образование – недорогие и качественные. Право на безопасность – то есть на нормальную атмосферу на улицах городов и в обществе в целом. Право на любовь к Родине и гордость за свою страну – то есть уверенность в том, что Россия идет в правильную сторону и под руководством нормальных, национально мыслящих людей.

Право выбирать власть? Да, конечно – но это право настолько сильно связано со всеми остальными, что выделять его, ставя выше других, неправильно.

Свобода слова? Естественно – но говорить лучше не только на сытый желудок, но и на светлую, честную, образованную голову. У русских вообще невозможно отнять право говорить то, что они думают – по любому поводу и в достаточно резкой форме.

Русские одновременно очень проницательный и очень доверчивый народ. Самокритичность и умение входить в обстоятельства других, вставать на их место – сильнейшая и одновременно опаснейшая черта нашего народа. Потому что нас легко разобщить, поссорить, стравить между собой – а тем временем украсть у нас страну, собственность, надежду. Потом мы, конечно, одумываемся, прогоняем прохиндеев и воров, все чиним, восстанавливаем и делаем даже лучше, чем было – но с потерей времени, людей, сил.

Главное право, которое сейчас нуждается в защите, – это право нашего народа строить свою жизнь своим умом, по своим законам, своими силами.

Это не просто очень важное право – это фундаментальное право. Без него ничего не имеет смысла – и, может быть, поэтому нас постоянно отвлекают на другие, якобы очень важные права, за которые нужно всем бороться: права «творческой интеллигенции» бороться с несуществующей цензурой, прикрывая тем самым «право» зарабатывать на торговых центрах имени своих родителей или ставить противоречащие национальной морали спектакли, попутно распиливая на них бюджетные деньги. Борцов за эти права – полные интернеты и, судя по тому, сколько раз Путина просили за Серебренникова, полные околовластные коридоры.

Но постепенно появляется и другая, настоящая правозащита – это видно и по уполномоченному по правам детей Анне Кузнецовой, и по тем реальным борцам за разные права граждан, которые стали попадать в поле зрения прессы и власти в последние годы. Да, власти – потому что именно власть и должна быть главным правозащитником.

Высшая федеральная власть – а это не только президент, но и парламент – и высшая судебная власть чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы у нас заработало реальное гражданское общество, которое стало бы самым эффективным защитником прав граждан. Потому что только в связке «Москва – народ», «Кремль – община» и может осуществиться строительство полноценной, национальной, а значит, и единственно устойчивой модели государства Российского.

Президент в этой модели является не просто гарантом прав всех граждан, но и главным правозащитником – точно так же как царь являлся главным защитником народа от злоупотреблений, притеснений, а то и злодейств «элиты». Эта связка – «гарант – народ», «самодержец – народ» – самая крепкая и самая эффективная. Самая правозащитная.

Вам может быть интересно

Угроза атаки БПЛА объявлена в Новороссийске
Темы дня

«Война в одну парочку». 43 дня из жизни дроноводов и не только

В начале 2026 года Минобороны объявило о наборе контрактников для подразделений нового рода войск – беспилотных систем. Спецкор деловой газеты ВЗГЛЯД, благодаря военнослужащим разведбатальона на Константиновском направлении, получил возможность в подробностях оценить, насколько успела измениться боевая работа с приходом БПЛА на фронт – и что именно дроны изменили в людях, уже давно пришедших на СВО.

Китай создал микроволновую угрозу против «Старлинка»

Система американских низкоорбитальных спутников Starlink («Старлинк»), которую США и ВСУ используют в военных целях, больше не является неуязвимой. По крайней мере, это прямо следует из утечек о новом китайском оружии на новых физических принципах. О чем идет речь и есть что-либо подобное в распоряжении России?

Военный эксперт заявил об «эффекте домино» в результате освобождения Чугуновки

Религиовед назвал причины сокращения татар среди посетителей мечетей в России

Экс-посол оценил вероятность возобновления диалога с Японией по Курилам

Новости

В Германии отреагировали на признания брата Кличко пранкерам

В Германии вызвали беспокойство признания брата мэра Киева Владимира Кличко российским пранкерам о подмене брата, Виталия, на встречах и системной коррупции на Украине, сообщает Berliner Zeitung.

Два полицейских ранены при нападении на общежитие вуза в Уфе

В результате нападения подростка с ножом на общежитие медицинского университета в Уфе пострадали двое сотрудников полиции и несколько студентов, сообщили в СК.

В России рекордно упала доля идущих в 10-й класс школьников

В 2024 году разница между школьниками, выбравшими 10-й класс и колледжи, стала минимальной за 25 лет, ранее число старшеклассников значительно преобладала над числом учеников колледжей, следует из исследования ВШЭ. Самым востребованным направлением для поступающих на программы среднего профобразования является «Инженерное дело, технологии и технические науки».

На Украине заявили об одном из самых разрушительных ударов по энергетике

Энергосистема Украины столкнулась с серьезным дефицитом из-за одной из самых разрушительных атак ВС России на важнейшие объекты генерации и передачи электроэнергии, которые находятся на западе страны, сообщили украинские эксперты.

В Милане прошли столкновения полиции с противниками Олимпиады

В центре Милана во время акции против Олимпийских игр группа протестующих забрасывала полицию камнями и фейерверками, задержаны несколько человек.

Украинский стример, прославившийся «минутой молчания», сбежал в Канаду

Украинский блогер Ярослав Краснов, известный своими ежедневными стримами «минуты молчания» по погибшим, выехал в Канаду.

Москалькова рассказала о пытках российских пленных на Украине

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова сообщила о случаях истязаний и гибели российских военнопленных, отметив нарушения международных норм обращения с пленными.

После удара по дамбе у Константиновки оказались отрезаны 3 тыс. боевиков ВСУ

В результате удара ВС России авиабомбой ФАБ-3000 по дамбе у Константиновки около 3 тыс. бойцов ВСУ оказались отрезаны от снабжения и связи с северными районами.

В Италии отметили двойные стандарты Запада на Олимпиаде

Бывший сенатор Италии Джанлука Феррара отметил, что Олимпиада демонстрирует избирательность Запада к странам, вовлеченным в конфликты, особенно в отношении Израиля.

Губернатор Белгородской области Гладков попал под ракетный обстрел

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что попал под ракетный обстрел со стороны вооруженных сил Украины.

Мишустин утвердил новый состав комиссии по Шпицбергену

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении 14 новых членов в комиссию по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене.

Электрик посоветовал киевлянам выбросить электрочайники до мая

Жителям многоквартирных домов в Киеве электрик посоветовали не пользоваться электроприборами до мая после отключения лифтов и регулярных аварий в электросетях.
Мнения

Игорь Караулов: Евразийство следует переименовать в евроордынство

Евразийство – любопытное историческое учение, но оно не может заменить собой реальное постижение цивилизаций Азии. Азия сегодня – это не бескрайние пастбища c кочевниками. Это небоскрёбы Шанхая. Это японские и китайские скоростные поезда. Это всемирная фабрика.

Владимир Можегов: Куда заведет США «явное предначертание»

Как экспансионизм Трампа уживается с американским же изоляционизмом и почему он находит гораздо больший отклик в американской душе, нежели глобалистский экспансионизм Буша или Клинтонов.

Игорь Мальцев: Ненависть Европы захлебнулась в желании говорить

Что делать с людьми, которые вслух говорят о том, что им нужен продолжающийся конфликт? Трамп говорит, что он борется за мир. Путин говорит, что он всегда готов к миру. И только у начальников Европы нет слова «мир» в вокабуляре.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов