Саудиты весьма недовольны «Роснефтью». У них из-под носа увели сладкий индийский Essar Oil: нефтеперерабатывающий завод в индийском Вадинаре, на который претендовала саудовская компания, был в итоге куплен нашими нефтяниками.
Почему саудиты не смогли перебить нашу ставку деньгами? Подозреваю, все дело в закрытых договоренностях Владимира Путина и Нарендры Моди, премьер-министра Индии.
Почему этот завод так важен для нас?
По двум причинам. Во-первых, Россия собирается прокладывать нефтепровод в Индию через Китай. Когда проект будет реализован, наличие нефтеперерабатывающего завода в Индии позволит «Роснефти» поставлять нефть прямо на этот завод.
Во-вторых, уже сейчас можно перерабатывать на новом заводе нефть из Венесуэлы – из месторождения, которое «Роснефть» разрабатывает в поясе тяжелой нефти реки Ориноко.
Таким образом покупка завода «сшивает» вместе три важных для нас страны – Индию, Китай и Венесуэлу. Мало того, дальше «Роснефть» получает выход на весь рынок региона, в Индонезию, Вьетнам, Филиппины и в Австралию.
Индию часто недооценивают – многие думают, будто в Индии нет ничего, кроме тощих коров и босых дервишей. В реальности Индия уже сейчас находится на третьем месте в мире по размеру экономики, ее экономика всего лишь вдвое меньше, чем экономики Китая или США.
Оправдает ли себя покупка индийского Essar Oil, или это сугубо политическая инвестиция?
Полагаю, НПЗ будет приносить хороший доход – это второй по величине нефтеперерабатывающий завод в Индии, мощностью в 20 млн тонн в год. Essar Oil уже сейчас занимает 15% нефтяного рынка Индии, при этом через какое-то время его доля может удвоиться.
К заводу прилагаются современное нефтехранилище, порт и... сеть из 2,7 тысячи АЗС. Бензин в Индии стоит сейчас около 65 рублей за литр, так что владелец полной цепочки прямо-таки обречен на извлечение весомой прибыли.
Индия является очень большой страной и одновременно довольно бедной страной.
По мере того, как средний индус будет становиться все более обеспеченным, страна будет нуждаться во все большем количестве топлива. Индийский рынок является сейчас, пожалуй, самым перспективным в мире – и тот факт, что «Роснефть» заходит на него уже сейчас, не может меня не радовать.
Ну и напоследок маленький, но немаловажный в условиях продолжающегося кризиса нюанс.
Если вы контролируете всю цепочку добычи и переработки – от выкачивания нефти из-под земли до заливания бензина в бак автомобиля – цена нефти на бирже в Лондоне вас не волнует вовсе. Она может опускаться хоть до 5 долларов за баррель, свои 65 рублей за литр 95-го вы будете получать при любом раскладе.
Источник: Блог Олега Макаренко