Большинство американцев считают действия США за рубежом вполне разумными. Да, Америка не такая таинственная, чтобы можно было применить выражение Черчилля о России – «загадка, завернутая в тайну и помещенная внутрь головоломки».
У людей все меньше склонности и терпения для того, чтобы изучить другую сторону какого бы то ни было вопроса. Подобное развитие – точно на руку «новой и улучшенной» пропаганде
Но в то же время я утверждаю, что Америка давно обошла Россию по части «умом не понять».
Дорога к сегодняшнему дню
До событий, ведущих к перевороту в Киеве, большинство американцев считали Путина сильным, решительным руководителем, действующим в лучших интересах своей страны. И большинство американцев испытывало если не «любовь», то хотя бы приязнь и уважение к России, зачастую закрывая глаза на такие вещи, как коррупция или подавление митингов несогласных.
Это, мол, понятные издержки любой государственной системы. Думаю, что и подавляющее большинство россиян примерно так же относилось к Америке, не перенося мнение об ошибках политического руководства на всю страну.
Надо признать, что между США и Россией отношения бывали и похуже, и всегда были взлеты и падения. Тем не менее сегодняшняя информационная война Запада (своего рода инфообстрел, где главная жертва – правда) уже воссоздала современный образ врага, натравливающий общественность на Путина – и Россию.
Вмиг Путин стал злым кровожадным диктатором, коммунистом, одержимым целью восстановления Советской империи. Как в кино «Назад в будущее», Россия вновь – Империя Зла!
Как такое возможно?
Задавая тон
По Конституции США исполнительная власть располагает достаточно широкими полномочиями в области внешней политики. В то же время, в принципе, Конгресс по наказам избирателей должен дать президенту «добро» во избежание опрометчивых, авантюристических действий. Однако на самом-то деле после Второй мировой войны президенты часто начинали действовать и без этого одобрения.
Вторая война в Ираке была одновременно и исключением, и хрестоматийным уроком по управлению общественным мнением. Уже известно, как исполнительная власть, пользуясь откровенным обманом, заручилась и поддержкой народа, и, впоследствии, одобрением Конгресса.
Обман – в частности относительно оружия массового поражения – был осуществлен при попустительстве СМИ, которые не выполняли свой основной долг – служить независимым достоверным источником надежных, проверенных сведений. СМИ в этом случае как бы поменяли все это на право сидеть в танках по пути в Багдад.
В случае с Сирией мы наблюдали обратную картину. Хотя многие и считают Асада кровавым диктатором, американцы, измученные войной, боясь очередного ближневосточного промаха в смене злодея неизвестными силами, в этот раз отказались покорно встать в строй.
И правильно – их опасения оправдались. ИГИЛ* оказалось не просто «котом в мешке», а тигром. С одной стороны границы – белые, пушистые борцы за свободу, с другой, как Путин правильно предупреждал, – опасные исламские боевики. Президенту пришлось отказаться от применения силы, и ввиду собственной несообразительности и слабости это ему очень дорого обошлось – и внутри США, и особенно на международной арене, и особенно в сравнении с Путиным. Досадно, однако.
Относительно Украины администрация выбрала самый враждебный подход к расширению зоны контроля, тем самым указывая России «ее место». А Конгресс? Республиканцы то и дело выступают с критикой, но лишь в целях причинения президенту и демократам политического ущерба, а никак не ради достижения «справедливости» во внешней политике. В принципе, обе партии «слушаются» гласа народа, а вот в этом случае народ молчит. Почему?
Общество... Неужели американцы – последние лохи?
Общественное мнение, несомненно, играет особую роль. Действительно, не приняв во внимание мнение народа против Путина, администрация не смогла бы так спокойно способствовать проводимым режимом в Киеве геноциду и этнической чистке на Востоке.
В то же время смелое заявление вице-президента Джо Байдена украинцам о том, что «американский народ – на сто процентов с вами», также не соответствует действительности. Большинство американцев считает вступление его сына на очень высокооплачиваемую должность на Украине верхом цинизма.
Как же все-таки удалось администрации натравить народ на Путина?
Граждане любого государства – даже если они не ура-патриоты – склонны верить, что своя страна поступает справедливо, разумно и последовательно.
В то же время, учитывая вполне нормальные различия «взглядов» между странами, просто невозможно допустить, что каждая страна всегда так поступает. Любой здравомыслящий человек должен согласиться с тем, что в любом споре есть две стороны.
Однако, несмотря на сообщения «свободных СМИ», мало кто из американцев видел, как «мирные» протестующие на Майдане забрасывали беззащитных бойцов «Беркута» бутылками с зажигательной смесью или как вооруженные правые элементы в масках путем насилия и запугивания ускорили свержение Януковича.
И сегодня мало кто видит, каким преступным образом ведется настоящая война против мирных граждан на Востоке, или непрерывный поток беженцев в Россию (Госдеп уверяет, что это они просто «навещают бабушек»). Нужно только посмотреть еще раз на историю с Ираком, чтобы убедиться, как безответственно и преступно СМИ могут себя вести на Западе.
Есть еще целый ряд важных соображений. Во-первых, ахиллесова пята нашего общества – традиционное полное отсутствие интереса среди американцев к международным делам, другим культурам и их истории.
Мало кто изучает иностранный язык – и удивительно мало кто ездит за границу. Опрос, проведенный в начале конфликта на Украине, показал, что только один из шести американцев знает, где находится Украина. Таким образом, подавляющая часть населения просто не в состоянии трезво оценивать поступающие со всех сторон сведения.
Во-вторых, американские школы просто перестали прививать учеников против агрессивных «информационных войн». Раньше на уроках обществоведения у нас были особые обязательные уроки по «пропаганде»: рассказывали, как ее распознать и как ей противостоять, тщательно изучая представленные сведения, требуя конкретных доказательств, узнавая и учитывая всевозможные мотивы «подающих факты».
В вузах раньше образование скорее сосредотачивалось на критическом мышлении, нежели на «впихивании» особых знаний. В последнее время, наоборот, упор делается скорее на скопление знаний в данной области так, чтобы выпускник смог как можно быстрее устроиться на работу.
У людей все меньше склонности и терпения для того, чтобы изучить другую сторону какого бы то ни было вопроса. Подобное развитие – точно на руку «новой и улучшенной» пропаганде. Похоже на смесь проторенного гитлеровской Германией приема «большая ложь» с «лавиной» мелких искажений. Стоит лишь одну неделю проследить за заголовками в СМИ и высказываниями Госдепа, делясь с друзьями полностью необоснованными сообщениями из соцсетей, чтобы ощутить, насколько это все давит на психику.
Точка кипения
Испокон веков политиканы применяют «внешние» жупелы, чтобы отвлечь внимание граждан от собственных домашних проблем. У администрации США это отлично получается. В преддверии событий на Украине мировое общественное мнение переживало целый ряд информационных «психических атак», инициированных американской администрацией: «акт Магнитского», в ответ на который Россия ввела запрет на усыновления российских детей американскими гражданами, что привело к очередным обвинениям – мол, надо же, Россия наказывает невинных детей.
Российский запрет гей-пропаганды поддерживают около 40% американских граждан. Американцы, конечно, ничего такого не узнают из СМИ – ведь неудобно, не вписывается все это в сегодняшний «расклад».
Накануне переворота в Киеве применялись всякие попытки, чтобы подорвать проведение Олимпиады – либо угрозами бойкота, либо повторением всяких страшилок о том, как плохо и опасно будет для гей-участников. Еще настаивали на том, что обязательно произойдут кровавые теракты.
К великому сожалению недоброжелателей, игры прошли на ура. Этот успех России кое-кто вынужденно признал, но только с оговоркой «ну конечно, а сколько потрачено, какая коррупция». Конечно, без упоминания о том, что Россия вполне сознательно пошла на такие огромные затраты ради улучшения собственной городской инфраструктуры.
Опасный миф об американской исключительности
Американцы, разочарованные неуклонным ухудшением качества жизни после ухода с поста Клинтона, доведены до полного отчаяния кризисом 2008–2009 гг. Они вообще потеряли былую уверенность в себе и в своей стране. Подобные настроения царили в 80-х годах, что привело к победе Рейгана над Картером.
Следуя примеру тогдашней кампании Рейгана, Обама придумал свой лозунг – «американская исключительность». Но вот загвоздка – в то время как кампания Рейгана была придумана для «внутреннего пользования», предложенная Обамой идеология стала известна всему миру и переросла во взрывоопасную «вседозволенность».
Поучительны здесь нескончаемые отчеты Госдепа. Когда становится ясно (слишком уж часто), что никаких доказательств у администрации против России нет, молодые девушки находят замену фактам – «мы уверены, что мы правы, потому что мы знаем, что Путин злой, врет и т. д., и т. п.». Печально, что американцы так и не требуют никаких доказательств.
Все это делается для того, чтобы утвердить, что право на нашей стороне и весь мир должен просто следовать нашим предписаниям – в светлое будущее – только по нашему определению и на наших условиях.
До недавних событий – после распада СССР и после 15 лет активного участия в гражданской дипломатии – я считал, что можно заниматься совсем другими делами.
Теперь я вижу, что нам всем нужно снова приложить такие усилия, чтобы предотвратить дальнейшие ухудшения – и непредвиденные, но обязательно нехорошие последствия.
А вот последняя занятная новость из Америки – в знак солидарности с русским народом многие американцы выражают искреннюю заботу о «бедных русских», которые из-за санкций Запада «точно будут голодать». Хотя «сочувствие» похвально, боюсь, что это лишь доказывает, насколько американский народ не понимает ничего относительно России. Впрочем, боюсь, что и относительно своей страны тоже.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ