Если на любой публичной площадке некий текст собирает прилично комментариев, в них всегда много ненависти. К американцам, к Европе, к украинцам, к евреям, к мигрантам, к феминисткам, к женщинам, к мужчинам, к русским, к хипстерам, к велосипедистам.
При этом едешь, бывает, в метро, людей вокруг толпа, но ненависти как-то незаметно. Все спокойные, предупредительные, при входе на эскалатор не толкаются, в вагоне с улыбками тупят в смартфоны, безразлично разглядывают друг друга или с отсутствующим выражением лица смотрят в темноту за окном.
И вот интересно: в этот момент они ненавидят американцев? Украинцев? Евреев? А в другие секунды своего обычного дня? Человек, собирающий ребенка в садик, в этот момент кого-нибудь активно ненавидит? Не думаю.
Сложнопредставимые ситуации: человек бреется и одновременно ненавидит, моет полы и ненавидит, ест бутерброд с рикоттой и ненавидит, ненавидит, выдавливая на щетку зубную пасту из тюбика, вставляет в шуруповерт биту и источает ненависть из пор кожи.
Почему эти ситуации сложнопредставимые? А потому что в чистке зубов в ванной комнате нет сюжета. В бутерброде нет актуализированного противостояния. Бритье не предполагает ни высказывания, ни эмоций.
Текст же – это почти всегда сюжет и всегда речевой акт. Речевой акт всегда имеет интенцию и мотивирован чьим-то чужим желанием. А кнопка «Комментировать» зовет к диалогу, к выражению мнения.
Вот тут и всплывает все то, чему в повседневной жизни просто нет места:
– привычка, что в любом тексте есть «наши» и «плохие», а сюжет сводится к тому, что «наши победят»;
– слабая культура диалога, состоящая из a) выбора стороны на основе навязанной извне групповой идентичности и b) последующей дегуманизации стороны противной и отрицания всего, что противная сторона утверждает (коротко: назначить врага, назвать его животным и перекричать);
– недиалектичное представление об исторических/социальных процессах как о противостоянии «добра» и «зла», безусловно соотнесенных с навязанными извне групповыми идентичностями.
Это все и сливается в поток активных отрицательных эмоций, в ненависть.
Поэтому с большинством людей просто не надо разговаривать. Особенно письменно. Пока он просто стоит и молчит, пока ты не навязал ему сюжет и не побудил его к комментарию, он складывает себе шарики на смартфоне, читает Стругацких на бумаге или несет домой сумку с хлебом и молоком – и сознание его относительно умиротворено и не разрушается бессильной злобой, стыдным злорадством и желанием смерти тысячам незнакомых людей. Да и ты не враг ему.
Если же ситуация вынуждает к коммуникации – говори с ним о деле. Говори о рыбалке. О ремонте на даче. О World of Warcraft. О приложениях для айфона. О том, что надо еще вот тут протереть. О сортах водки. Не вводи малого в искушение.
А уж если считаешь нужным поговорить о социальных процессах, о политике, об истории, то наберись терпения, начинай с азбуки и будь готов повторять и объяснять и до сотни, и до тысячи раз.
И делай это не в местах, где люди переругиваются между собой. Ярмарочная площадь не лучшее место для курса лекций. Купил помидоров, заказал обмерщика окон из занавесочной лавки, пропустил кружку квасу холодного – и отвалил.
Источник: Блог Дениса Яцутко