Мнения

Евгений Сатановский
президент Института Ближнего Востока

Дестабилизация Центральной Азии

18 февраля 2014, 13:22

Фото: ИТАР-ТАСС

«Арабская весна» стала возможной во многом вследствие отсутствия в странах Ближнего и Среднего Востока социально-политических лифтов, консервации правящей элиты и разрыва между поколениями.

США, ЕС, Катар, Саудовская Аравия и Турция могут взять на себя финансирование и политическое прикрытие действий «легальной» оппозиции

Свергнутые лидеры правили по 30–40 лет, управляемые ими режимы были коррумпированными, поддержка со стороны населения минимальна. В то же время проблема передачи верховной власти и радикальное исламистское подполье существуют и в Центральной Азии (ЦА), в первую очередь в Узбекистане.

Весьма вероятно широкое распространение аналогичных «арабской весне» процессов за пределы региона, в том числе в Центральную Азию, с участием тех же внешних игроков – Катара, Саудовской Аравии и Турции при потенциальной поддержке западного сообщества, в первую очередь США, заинтересованных в укреплении своих позиций в противовес России и Китаю.

Основным катализатором возможной «центральноазиатской весны» (помимо местных социально-экономических и политических перекосов) станет Афганистан после выхода из него коалиции НАТО в 2014 году. Эвакуация войск альянса и приход к власти талибов в пуштунских районах исламской республики могут занять в зависимости от степени поддержки президента Хамида Карзая два-три года.

Что случится

Таким образом, наиболее угрожаемый период – 2015–2017 годы. Хотя планирование хода противостояния правительств региона с радикалами по конкретным сценариям целесообразно проводить до 2020-го.

Особо важна в свете приближающихся событий практическая подготовка к развитию ситуации в регионе по конфликтному сценарию силовых ведомств и политических структур стран ЦА. Это же касается координации их сотрудничества с соответствующими структурами и ведомствами РФ и КНР, а также межгосударственной региональной кооперации в сфере безопасности и работы с беженцами и временно перемещенными лицами.

Возможность налаживания сотрудничества такого рода для большинства государств региона (кроме Казахстана) с учетом имеющихся между ними противоречий, закрытости, клановости и сосредоточенности исключительно на собственных интересах высшего руководства крайне низка, если вообще не исключена. При этом Таджикистан и Киргизия представляют слабое звено в ЦА уже в настоящее время.

Влияние исламистов и криминальных кланов, в том числе напрямую связанных с афганским наркотрафиком, на их территории чрезвычайно велико. Значительные внутренние районы и протяженные участки государственной границы не контролируются ни центральными, ни местными властями. Состояние экономики близко к критическому.

Судя по укреплению позиций Саудовской Аравии и Катара в Киргизии, где открыты посольства обеих стран «ваххабитского тандема», именно эта страна будет играть роль главного плацдарма и штаба по организации «центральноазиатской весны».

Это логично вследствие ее геополитического положения, позволяющего концентрировать на территории Киргизии боевиков для действий по всем ключевым направлениям, включая Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая. Кроме того, в Киргизии в отличие от Таджикистана слабо влияние Ирана – основного конкурента Саудовской Аравии в исламском мире.

Эксперты отмечают: при организации экспансии радикалов из Афганистана в первую очередь их целью будут Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, что не исключает проблем в Туркменистане (в Прикаспии и на границе с Ираном) и Казахстане. Это объясняется тем, что в составе исламистов действуют сильные группы Исламского движения Узбекистана (ИДУ), а также выходцев из Татарстана, Башкирии и Северного Кавказа. Сами афганские и тем более пакистанские талибы в ЦА продвигаться не будут – этот регион находится вне сферы их непосредственных интересов.

Какой из последних шагов российской дипломатии вы считаете наиболее значимым?





Проголосовать
В то же время логистическую поддержку боевикам ИДУ, джамаата «Уйгур-Булгар» и других союзных групп они окажут, играя роль глубокого тыла для центральноазиатских исламистов. В случае развития событий в ЦА по сирийскому сценарию высока вероятность скоординированной работы управления общей разведки Саудовской Аравии и межведомственной разведки (ISI) Пакистана по подготовке на афганской территории в сотрудничестве с талибами боевиков для широкомасштабной диверсионно-партизанской войны, как они это делают с 2013 года в отношении Сирии.

Как следствие минимизация влияния исламистских деятелей на ситуацию является ключевым моментом для стабилизации ЦА, поскольку идеологией будущих социальных волнений будет «исламская справедливость» – универсальное средство объединения оппозиции на этапе захвата власти. Чем слабее влияние исламистских групп в той или иной стране, тем слабее будет движение протеста.

Нельзя сбрасывать со счетов уйгурский фактор, существенный на востоке региона. В этой связи целесообразны тесное взаимодействие местных спецслужб с Министерством общественной безопасности (МОБ) КНР, организация совместной работы по уйгурским исламистам в СУАР КНР для определения степени их контактов с местными единомышленниками.

С учетом роли Турции в свержении правящего режима в Ливии и организации гражданской войны в Сирии необходима ревизия степени турецкого влияния в ЦА с упором на наличие в регионе организаций типа ТЮРКСОЛ и других фондов единения тюркоязычных народов, которые работают под эгидой Анкары и ее спецслужбы MIT.

Существенно также присутствие в регионе колледжей или ячеек организации «Нурджулар*». Они в значительной степени работают на американское разведывательное сообщество и могут быть задействованы Вашингтоном в случае начала «цветной революции» в той или иной стране в качестве организаторов пятой колонны.

Особое внимание необходимо уделять активности в ЦА криминальных кланов, особенно тех, которые занимаются наркотрафиком. События в Киргизии иллюстрируют их влияние на организацию массовых беспорядков и протестных движений.

Судя по опыту «арабской весны», отсутствует возможность получения центральноазиатскими государствами гарантий от потенциальных организаторов и участников кампании региональной дестабилизации заключения с ними соглашений, подлежащих выполнению. Ваххабитские монархии Персидского залива (Катар и Саудовская Аравия), а также США, Турция и страны ЕС имеют в регионе собственные интересы, которые не могут быть реализованы в условиях сегодняшнего статус-кво.

В качестве наиболее вероятных плацдармов для организации баз вооруженной исламистской оппозиции сейчас можно рассматривать Ферганскую долину Узбекистана и территорию Киргизии. Возможно появление дополнительных баз в Дагестане, Таджикистане, Афганистане, приграничных районах Синьцзяна.

США, страны ЕС, Катар, Саудовская Аравия и Турция, судя по развитию гражданской войны в Сирии, в случае развития кризисных явлений в Центральной Азии могут взять на себя финансовое обеспечение и политическое прикрытие действий «легальной» оппозиции. Операции по обучению, вооружению и переброске боевиков с высокой степенью вероятности будут проводиться пакистано-саудовским альянсом спецслужб при участии соответствующих ведомств Катара и Турции. Конкуренция между ними значительна, что демонстрирует ход событий «арабской весны».

Западные спецслужбы, скорее всего, ограничатся мониторингом текущей ситуации и точечной подготовкой групп боевиков для захвата спецобъектов, имеющих отношение к ядерной индустрии, а также химических и биологических структур ВПК бывшего СССР на случай угрозы их разрушения либо захвата радикальными исламистами.

Информационное обеспечение будущих дестабилизационных процессов в регионе с помощью каналов «Аль-Арабия», «Аль-Джазира», западных СМИ имеет высокие шансы на успех, так как они доминируют в общемировом информационном пространстве. В то же время национальные средства массовой информации Ирана, России, Индии, Китая, Японии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки по негативному опыту «арабской весны» относятся к сообщениям суннитских и западных коллег с большой долей недоверия.

В настоящий момент можно считать открытым вопрос о возможности прямого вмешательства вооруженных сил военно-политических союзников государств ЦА – России и Китая. Имеются в виду рамки Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или патронат Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Но высока вероятность, что союзники ограничатся мониторингом ситуации, укреплением границ на центральноазиатском направлении и точечными спецоперациями. Для России исключение одно – прямая угроза безопасности Казахстана. В то же время любые попытки действовать в регионе по ливийскому сценарию с использованием ООН будут неизбежно блокированы в Совете безопасности РФ и КНР, как в ситуации с Сирией.

Следует отметить задачи организаторов и участников потенциальной «центральноазиатской весны». Это усиление их влияния в регионе, вплоть до размывания национальной государственности, приведение к власти лояльных групп и контроль над местными элитами. При этом каждый имеет собственные приоритеты, отнюдь не обязательно совпадающие с интересами партнеров и временных союзников.

Вот эти приоритеты. Для США – ослабление России и получение плацдарма для будущего противостояния с Китаем. Для монархий Персидского залива – усиление исламизма в Центральной Азии, ликвидация очередных светских режимов в исламском мире, ослабление их как соседей и партнеров Ирана. Для Турции – развитие пантюркистского экспансионизма в рамках модели «Новой Оттоманской Порты» и «ага-бейлик (старшего брата) тюркского мира». Для ЕС – получение экономических привилегий в постреволюционный период «демократического развития», укрепление партнерских отношений с США, лоббирование со стороны руководства Турции и финансовая заинтересованность европейских элит (в первую очередь Великобритании и Франции) Катаром и Саудовской Аравией.

Как сказано выше, опыт «арабской весны», в том числе в Ливии и Сирии, показал, что организаторы и участники антиправительственных кампаний имеют собственные интересы и скоординированно действуют в течение ограниченного периода – максимум до двух лет. Следует отметить текущие конфликты по вопросам регионального вмешательства США с Саудовской Аравией и Турцией, Катара с Францией и США с Великобританией и Францией. Местные игроки – Турция, Катар и Саудовская Аравия – действуют, как правило, исключительно в собственных интересах.

Как случится

Наиболее вероятная последовательность развития событий в регионе в случае «весны». Первый шаг – формирование очагов напряженности, провоцирование открытого противостояния населения с властями и столкновений с силовыми ведомствами. Человеческие жертвы, широко освещаемые мировыми СМИ.

Второй – создание пятой колонны, включающей недовольные центральными властями местные кланы, исламистов, диссидентов в среде интеллигенции и люмпенизированные группы.

Третий – работа с кадрами, то есть потенциальными лидерами оппозиции за пределами ЦА, а также «пехотой» на территории региона, в соседних странах и на дальней периферии, создание исламистского интернационала. Параллельно с первых шагов ведется массированная кампания в мировых СМИ, в первую очередь на Западе, в Турции и арабском мире, по защите прав человека, а также во имя исламской солидарности. Постепенно она переходит в информационную войну.

Четвертый – делегитимация правящих режимов, давление на официальную элиту, включая формирование списка персон нон грата из числа высшего руководства, сокращение или разрыв дипломатических отношений, прекращение участия в экономических проектах, введение санкций, арест счетов и конфискация личных активов и национальных финансовых авуаров за рубежом.

Пятый – создание плацдармов для деятельности оппозиции, в том числе вооруженной, на периферии ЦА, в приграничных с Афганистаном районах. Шестой – формирование финансовых резервов для деятельности оппозиции и каналов ее финансирования, в том числе через систему «хаваля» и исламские банки.

Седьмой – создание логистических каналов перемещения через границы боевиков, необходимого вооружения и средств связи. Восьмой – организация антиправительственных ячеек в крупных городах – столицах, портах и промышленных центрах, в первую очередь металлургических и нефтегазовых.

Далее уже частности. Это инфильтрация агентуры в районы добычи и переработки сырья для ядерной промышленности, казахстанского космодрома Байконур, полигонов хранения атомных, химических и биологических отходов советского периода. В этом заинтересованы как радикальные исламисты, так и опасающиеся их США.

Создание групп «кротов» в районах объектов жизнеобеспечения и транспортной инфраструктуры – трубопроводов, электростанций, линий электропередачи, аэропортов, вокзалов, стратегических автомобильных и железных дорог. Захват вооруженной исламистской оппозицией ключевых позиций в районах общерегионального водоснабжения в Киргизии и Таджикистане. Дальнейший ход событий зависит от развития вышеописанного сценария и успехов или неудач его исполнителей, а также от реакции местных властей и ключевых внешних игроков – России и Китая.

Наиболее вероятное время начала описанной кампании против стран ЦА – период передачи верховной власти в Узбекистане или Казахстане. Другой вариант – незадолго до начала этого процесса, если информация будет доступна потенциальным организаторам. На примере текущих событий, в том числе на Украине, следует учесть, что любые традиционные меры пресечения беспорядков и купирования оппозиции, особенно местных диссидентов и живущих за рубежом представителей бывшей элиты, будут неизбежно использованы в информационной войне против власти.

Все эти факты делают особенно важными следующие меры противодействия. Во-первых, планирование кризисных ситуаций до их возникновения по всем возможным направлениям развития событий. Во-вторых, скорость и эффективность реагирования на возникающие ситуации. В-третьих, превентивное информационное обеспечение деятельности центральных властей внутри региона и за рубежом.

В-четвертых, выстраивание эффективной обратной связи на местах на всей территории стран, входящих в группу риска. В-пятых, создание постоянного мониторинга планов потенциальных организаторов и участников дестабилизации региона. В-шестых, создание финансово-экономической «подушки безопасности» в структурах военно-политических союзников или нейтральных государств. В-седьмых, пресечение концентрации в руках оппозиции финансовых и организационных ресурсов, необходимых для успешной деятельности.

Наконец, требуется обеспечить консолидацию вокруг центральной власти на базе устойчивых сфер интересов колеблющихся кланов и превентивное формирование стратегии передачи верховной власти с резервными вариантами действий.

Отметим, что единственной страной региона, где все вышеперечисленное имеет шансы на реализацию, остается Казахстан, экономическое и политическое развитие которого уникально. Руководство же наиболее ценного для исламистов «приза» – Узбекистана – придерживается изоляционистской политики, держа курс на региональную гегемонию. Сочетание укрепления силовых ведомств, минирования границ, конфликта с соседями и лавирования между США и РФ вместе с жестким подавлением оппозиции не оставляет Ташкенту шансов на мирный переходный период. Судя по происходящему, ни о какой организованной передаче власти Исламом Каримовым кому бы то ни было речи не идет.

Государственность в Киргизии и Таджикистане ослаблена, границы прозрачны, фактор исламистов силен, влиятельны местные группы и кланы, заинтересованные в альянсе с ними. Внешние спонсоры «центральноазиатской весны» занимают важные позиции, и их вес растет, не встречая серьезной альтернативы.

Особняком держится Туркменистан, проводящий политику еще более жесткого изоляционизма, чем Узбекистан. Национальная элита этой страны далеко не так сплочена вокруг лидера, как демонстрирует, а его контроль над кланами и происходящими процессами значительно слабее, чем у предшественника.

Эксперты отмечают ряд «линий разлома» в обществе и значительное усиление салафитских общин на территории республики, в первую очередь в Прикаспии. Они по определению настроены против правительства. Подпитка этих групп с территории Афганистана, в том числе через приграничные суннитские регионы Ирана, означает возможность реализации в Туркменистане самых неожиданных сценариев.

Это тем более вероятно, что газовые ресурсы страны остаются предметом заинтересованности Катара, афганских талибов и Пакистана. Проект трансафганского газопровода на Пакистан, лоббируемый Дохой, активно поддерживается Вашингтоном, в том числе и потому, что противоречит экономическим интересам России, Ирана и Китая. Как следствие, Туркменистан в случае «центральноазиатской весны» могут ожидать существенные потрясения.

Положительным моментом описываемой ситуации является то, что прямая военная интервенция, включая блок НАТО, в рамках описываемого временного периода практически исключена. Наличие в Афганистане значительных запасов западных вооружений и военной техники (ВВТ) дает возможность организовать как утечку любого их количества к боевикам, так и поставки правительствам региона для защиты границ, что США и осуществляют в Узбекистане с БЛА.

При этом гарантированы масштабные поставки ВВТ национальным правительствам региона из России и Китая, а в случае необходимости – из Ирана Таджикистану. Реакцию мирового сообщества в этом случае Москва и Пекин проигнорируют. А любые попытки повлиять на них в этом вопросе изначально обречены на провал.

Источник: «Военно-промышленный курьер»

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?