Считаю, что статья Владимира Путина о внешней политике – это очень глубокий и серьезный анализ положения дел в мире, роли России, это труд автора – безусловного патриота нашей страны.
Надо поставить отношения с США на прочный экономический фундамент
Россию воспринимают с уважением и считаются с ней, только когда она сильная и твердо стоит на ногах. В международных отношениях уважают только сильных, не только с точки зрения военной силы, но экономически сильных. Владимир Путин как раз говорит о силе военной, которой Россия обладает, и о мягкой силе, о тех угрозах, которые существуют у России, находящейся поблизости от нестабильных регионов. В отличие от США и Европы. Важно, что подчеркнут неделимый характер применения силы – никто не вправе применять насильственные действия на территории другого государства в обход международных соглашений.
Не может не затрагиваться и геополитическая проблема, прежде всего, стремление США к идее абсолютной неуязвимости в геополитическом плане, что означает абсолютную неуязвимость для США и уязвимость для остальных, что нарушает баланс сил в мире, на котором держится мир, начиная с окончания Второй мировой войны. В статье много интересных выводов насчет «арабской весны», вообще очень интересно посмотреть на ситуацию с разрешением конфликтов, которые волной прошли по...
По той же Сирии, дело не в том, что в Сирии нет проблем, они есть, и серьезные, и мы это признаем. Но проблемы надо искать на основе политики дипломатических путей, а не искать вариантов повторения ливийского сценария. Проблемы есть и у многих «пороговых стран»: у Ирана, Северной Кореи, которые по существу находятся накануне создания ядерного оружия. Решение таких проблем лежит исключительно в плоскости политики дипломатических усилий, а не угроз, потому что угрозы военного характера заставляют эти страны искать пути защиты, в т.ч. путем создания ядерной бомбы. Конечно, России не нужен ядерный Иран и Северная Корея, но для того и существует дипломатия – об этом четко говорится в статье.
События последнего времени показывают стремление внедрить демократию путем силовых методов: путем сдвига политических режимов, путем использования современных СМИ, неправительственных организаций – мы это видели. Они приводят к противоположным результатам. Я бы сказал, что не без внимания в этом плане остается и Россия, где мы видим попытки использования ресурса «мягкой силы» для внутриполитических изменений.
Важно и решение проблем Афганистана, нашего соседа.
Международный военный контингент НАТО не решил проблем. Наркоугроза для России не снижается, а увеличивается. Ничего не делается, чтобы уничтожить наркопосевы, подпольные лаборатории, которые производят наркотики. Они идут в нашу страну и подрывают здоровье наших граждан. Сами афганцы могут решать свои проблемы, но им нужна помощь, чтобы создать национальную экономику.
Много внимания в статье уделено проблемам международного терроризма. Кризисные зоны порождают террористические угрозы для находящихся вблизи государств. Россия в этом отношении отличается от тех же США и Европы.
Обращает на себя внимание и возрастающая роль Китая. В последнее время модно стало пугать ролью Китая, т.к. он сегодня занимает второе место по объему ВВП. По оценкам экспертов, Китай в ближайшее время превзойдет США по объему ВВП. На мировой арене Китай не дает поводов говорить о его претензии на доминирование. Более того, Пекин разделяет мнение России на основе формирующегося равного порядка. Для России важно, что с Китаем закрыт вопрос-раздражитель – пограничный вопрос. Важно сотрудничество с Китаем в рамках БРИКС и ШОС. Необходимо наладить с БРИКС более тесную координацию по внешнеполитическим проблемам.
Россия – часть большой Европы. Мы предлагаем двигаться к созданию единого экономического пространства. Надо поработать в пользу создания более гармоничного сообщества экономик в рамках большой Европы и более продвинутых мер в интеграции. Это касается экономики, энергетики и многих других вопросов.
Несколько слов насчет российско-американских отношений – от них зависит безопасность мира. Надо поставить отношения с США на прочный экономический фундамент. У нас всегда были приливы и отливы в отношениях, а фундамента не было. Конечно, такие вопросы, как система ПРО в Европе, не могут не вызывать серьезных опасений, особенно когда США не дают юридических гарантий последствий. Когда мы их спрашиваем, будут ли они использовать свои системы против нас, они отвечают, что нет. Но никто не дает юридических гарантий. Это напоминает времена Горбачева, когда говорили, что НАТО не собирается расширяться. Тогда такое заявление не было закреплено ни в каких бумагах. Когда ситуация изменилась, они заявили, что мы их не так поняли.
Силы стратегического ядерного сдерживания являются гарантией мира и отсутствия ядерной войны на земле. Есть связь между ПРО и системой ядерного вооружения. В 2010 году был подписан новый договор по СНВ, это крупное внешнеполитическое достижение и для США, и для России. То есть это может составить местную повестку для контроля над вооружением. Конечно, должен быть соблюден баланс интересов и желание добиться дополнительных преимуществ. Пока гарантий не было, несмотря на наши обращения на различном уровне. Но крест мы не ставим на попытке решений. Надо, чтобы дело не дошло до реализации наших контрмер, которые последуют, если они реализуют свои намерения по системе ПРО. Нужно искать качественный прорыв в наших отношениях, который возможен при условии следования принципам равноправного партнерства.
Источник: Сайт Общественной палаты