Постоянно расширяющийся мир социально-медийных технологий, в том числе сайты видеообмена, мобильные телефоны и социальные сети, такие как Фейсбук и Твиттер, позволяют людям делиться информацией и быть связанными друг с другом. Сторонники социальных сетей обрушивают всю свою силу на попытки свергнуть диктаторов, объединяя нас, скептики опасаются, что они гомогенизируют наше мышление и упрощают наши отношения. Давайте отделим факты от вымысла.
1. Социальные медиа дают людям власть.
Пользователи социальных медиа редко видят мнения, которые отличаются от их собственных
Более 5 миллиардов людей связаны друг с другом с помощью мобильных телефонов, 2 млрд пользуются Интернетом, а аккаунт в Фейсбуке имеют около 750 миллионов пользователей. С таким широким технологическим охватом легко предположить, что коммуникационные технологии – это уравнители, повышающие политическую и экономическую силу наименее обеспеченных слоев населения.
Конечно, существуют примеры новых технологий, которые помогают тем, кому повезло меньше всего. Кенийские фермеры и индийские рыбаки использовали телефонные приложения, чтобы обойти коррумпированных посредников, и получали настоящие цены на свои товары в реальном времени. В изобилии можно найти иллюстрации того, как блогеры документировали нарушения прав человека, активисты кооперировались через социальные медиа во время Арабской весны, а коренные народы в Мексике с помощью онлайн-технологий продвигали свою борьбу за суверенитет. Даже нынешняя акция «Занимайте Уолл-стрит!» был организована с помощью социальных медиа.
Но чтобы извлечь все самое лучшее из этих технологий, люди нуждаются в надежной инфраструктуре и человеческом капитале, в том числе электроэнергии, образовании и медийной грамотности. Это касается даже Соединенных Штатов. Если технологии разработаны в отрыве от культуры, где они будут использованы, мы не услышим, о чем нам действительно хотят сказать.
2. Правительства легко могут контролировать и подвергать цензуре социальные медиа.
Интернет гораздо труднее контролировать, чем капиталоемкие средства массовой информации, такие как телевидение, газеты и радио. С этими старыми средствами массовой информации разведывательным службам намного легче обнаружить места, откуда ведется эфир или где производится печать. Не так просто контролировать цифровую среду, где любой желающий с ноутбуком, Интернетом и необходимым образованием может создавать собственные сети средств массовой информации в блогах, Твиттере или на Ютюбе.
В 2006 году мой коллега Адам Фиш и я работали в Кыргызстане, который придерживается советского подхода к контролю СМИ и телефонной связи. Мы были удивлены, узнав, что отчасти из-за потребности страны в иностранной помощи власти согласились ослабить регулирование Интернета в обмен на эту помощь. Мы также узнали, насколько трудно было контролировать широко рассредоточенных пользователей Интернета, которые в некоторых случаях использовали прокси-серверы и технологии, изменяющие IP-адреса, чтобы избежать наблюдения.
Поскольку наши исследования пошли еще дальше, мы обнаружили небольшую блогосферу, возникающую в Кыргызстане, которая связывала активистов и оппозиционных политиков друг с другом и с сочувствующими по всей Центральной Азии, России и Западу. Активисты поняли, что Интернета вряд ли будет достаточно, чтобы выступить против режима, но они также обнаружили, что социальные сети помогают им общаться, создавая связи, которые, по крайней мере, частично укрепили революционное руководство, которое свергло президента Курманбека Бакиева в апреле 2010 года.
3. Фейсбук и Твиттер помогли Арабской весне.
Даже если социальные медиасети и обеспечивают активистов новыми инструментами по борьбе с репрессиями, они редко управляют социальными движениями, особенно потому, что они не обязательно гонят людей на улицы. Пока я был в Египте летом этого года, граждане объяснили мне, почему они стекались на улицы для протестов в начале этого года. Их истории были сосредоточены на трудностях и жалобах, восхищении тунисской революцией или методах, используемых в мечетях, профсоюзах и общественных организациях, направленных на сплочение людей. И почти никто из них не использует социальные медиа. (Менее 5 процентов населения Египта использует Фейсбук и менее 1 процента использует Твиттер.) Некоторые египетские блогеры описывали неудачные протесты, которые они пытались организовать через Фейсбук. Кроме того, активисты объяснили, что правительства могут использовать социальные медиа для контроля диссидентов, проникновения в движения и распространения пропаганды.
Тем не менее социальные медиа имеют косвенное воздействие на мобилизацию людей, в том числе на способность к организации сети ключевых активистов и формирование новостного покрытия. Египетские тележурналисты рассказали мне, что они часто пользуются историями из Твиттера и распространяют видео, первоначально снятое на мобильный телефон и распространенное через сайты видеообмена.
4. Только молодые люди используют социальные медиа.
В западном мире социальные СМИ притягивают людей всех возрастов. В Соединенных Штатах 60 процентов пользователей Фейсбук достигли, по крайней мере, возраста 35 лет, а средний возраст пользователей Твиттер – 39 лет. По данным Pew Research Center, две трети взрослого населения в Америке используют социальные сети, и 42 процента американцев старше 50 лет также среди их пользователей.
Рост технологии мобильной связи и обмена видеоматериалами отражает эту тенденцию.
5. Социальные медиа создают глобальную деревню.
Мы уже слышали, что Интернет должен был объединить людей различных культур и политических убеждений. Однако несмотря на бум голосов в Интернете, пользователи социальных медиа редко видят мнения, которые отличаются от их собственных.
Наши друзья на Фейсбуке не просто похожи на нас (мы обычно находим их через общих друзей или общие интересы), исследователь Этан Цукерман показал, что даже сайты, которые мы посещаем, подтверждают нашу политическую и культурную предубежденность. Эта гомогенизация – в самом механизме социальных медиа, где настройки результатов поиска сделаны таким образом, что система выдает результаты, которые, как она «считает», будут интересными пользователю.
Преодоление разных культурных и политических взглядов остается проблемой для социальных медиа. Чтобы извлекать уроки из различных точек зрения, технологии и культура социальных СМИ должны развиваться так, чтобы объединять людей, а не держать нас в цифровом бункере.
Источник: OregonLive