«Мы видим, что финансовые пирамиды все чаще появляются в соцсетях – причем зачастую создатели таких схем не только не открывают офис, но обходятся даже без сайта. Они создают контент, который живет очень недолго («Предложение действует не более 24 часов»), и распространяют его исключительно через социальные сети – например, делают Live в Инстаграме», – передает РИА «Новости» слова Ляха.
По словам эксперта, для социальных сетей мошенники создают образ успешного человека, свободного от обязательств: молодые люди и девушки катаются на кабриолетах, отдыхают, несмотря на карантин, на пляжах, – в общем живут так, как мечтают многие.
«Их принцип: хватай, пока есть, пользуйся моментом, пока клиент тебе верит. Причем мошенники не оставляют практически никаких координат, по которым их можно найти «вживую», – отметил Лях.
Если же речь идет об организации, имеющей хоть какое-то зарегистрированное юрлицо, то очень часто местом «прописки» выбирается иностранное государство – от ЮАР до Новой Зеландии. Это, пояснил собеседник агентства, делается, чтобы, с одной стороны, показать свою легальность, определенную успешность, а с другой стороны – чтобы правоохранительные органы и Банк России не дотянулись до них оперативно.
«Если это именно онлайн-проект, то его организаторы создают, как правило, видимость деятельности и присутствия в интернет-пространстве. Иногда у них есть почтовый ящик где-то на зарубежном сервере или даже – адрес офиса. Но на самом деле зачастую адрес придуман, что называется, «из головы», он даже не ищется в интернете», – заключил Лях.
Ранее эксперты перечислили основные признаки финансовой пирамиды.