Сейчас такой принцип предоставления защиты предусмотрен по уголовным делам.
«В проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста», – цитирует сообщение ведомства ТАСС.
«В указанных случаях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему может быть назначен адвокат, оплата труда которого будет осуществляться за счет бюджетных средств», – добавили в Минюсте.
Минюст опубликовал для общественного обсуждения новый вариант проекта КоАП на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.
«Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам его рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения (с 30 января по 27 февраля 2020 года) и проведения независимой антикоррупционной экспертизы (с 30 января по 19 февраля)», – сообщили в ведомстве.
В ведомстве рассказали об изменениях, которые были внесены в проект КоАП. Так, в него включена норма о презумпции невиновности лиц, привлекаемых к ответственности за административные правонарушения, до вынесения решения.
Об этом, как пояснили в министерстве, просили в ходе обсуждения законопроекта представители бизнес-сообщества - Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организации малого и среднег предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», обратившие внимание на исключение упоминания принципа презумпции невиновности из проекта нового КоАП.
«Исключение указанного принципа из проекта КоАП было связано с тем, что он регламентирован в проекте Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях. Тем не менее, учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства об административных правонарушениях и поступившие замечания, принято решение отразить указание на принцип презумпции невиновности в наименовании статьи 1.12 проекта нового КоАП и дополнить ее частью 2 следующего содержания: «Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», – разъяснили в ведомстве.
Таким образом, принцип презумпции невиновности будет закреплен в КоАП, а вопросы его реализации будут более подробно раскрыты в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях (ПКоАП).
Проект также предполагает, что за впервые совершенное негрубое правонарушение не смогут назначаться более строгие наказания, чем штраф.
«В проекте нового КоАП предусмотрено правило, согласно которому за впервые совершенное административное правонарушение, не являющееся грубым, назначается административный штраф, а другие (более строгие) основные и дополнительные административные наказания, установленные санкцией соответствующей нормы особенной части КоАП, могут применяться только в случае совершения повторного административного правонарушения», – уточнили в ведомстве.
Кроме того, в проект ПКоАП будет учитываться механизм восстановления прав лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности. «Проект Процессуального КоАП дополнен положениями о компенсации морального вреда, причиненного физическому лицу, и о возмещении вреда, нанесенного деловой репутации юридического лица, вследствие незаконного привлечения их к административной ответственности, а также положениями об аннулировании всех ограничений прав таких лиц, обусловленных фактом незаконного привлечения к административной ответственности», – сказали в Минюсте.
Разбирательства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с новым КоАП, предлагается вести в электронном виде.
«Проект Процессуального КоАП направлен на перевод документооборота при производстве по делам об административных правонарушениях в цифровой формат», – отметили в ведомстве. Будет определен порядок использования электронных документов, возможность подачи заявлений, ходатайств, жалоб в форме электронного документа посредством заполнения соответствующей формы на официальном сайте органа административной юрисдикции в интернете, а также с использованием портала госуслуг или через личный кабинет участника судебного процесса.
«Кроме того, предусмотрена возможность направления и доставки извещений (уведомлений) участникам производства по делу об административном правонарушении с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также в личный кабинет участника судебного процесса», – сказали в министерстве.
Там отметили, что нововведения «направлены на повышение оперативности информирования участников производства по делам об административных правонарушениях, о совершаемых в отношении них процессуальных действиях и выносимых решениях».
Помимо этого, предполагается, что проекты нового КоАП и ПКоАП снизят административную нагрузку на бизнес.
«В целях снижения административной нагрузки на бизнес в проекте Процессуального кодекса об административных правонарушениях предлагается исключить конкуренцию производства по делам об административных правонарушениях и контрольно-надзорного производства (сейчас уполномоченный орган может начать либо внеплановую проверку, либо производство по делу об административном правонарушении, в том числе административное расследование)», – сказали в Минюсте.
В проекте процессуального кодекса также предусматривается, что должностные лица, составившие по окончании проведения контрольно-надзорного мероприятия акт о нарушении обязательных требований, не смогут рассматривать дело об административном правонарушении от имени уполномоченного органа. Предполагается, что такая мера предотвратит конфликт интересов.
Кроме того, меняется максимальный срок наказания в виде административного запрета деятельности юрлица (вместо административного приостановления деятельности в действующем КоАП). Он будет сокращен с 90 до 30 суток. Сохраняется правило о том, что применение наказания в виде административного запрета деятельности допустимо лишь тогда, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
«При этом для повышения гарантий соблюдения прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в проекте нового КоАП устанавливается, что административный запрет деятельности может быть назначен только судом», – объяснили в ведомстве.
Также в проекте КоАП исключается одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение.
«В целях соблюдения принципа справедливости при привлечении к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц в проекте КоАП предлагается закрепить общее правило, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение. Исключение из этого правила допускается только в двух случаях - когда предусмотрена возможность назначения различных видов административного наказания для юридического лица и его должностного лица (например, штрафа для юридического лица и дисквалификации для его должностного лица) или когда одно из указанных лиц освобождается от административного наказания в связи с невозможностью его исполнения (например, если юридическое лицо является неплатежеспособным и с него не может быть взыскан штраф, то тогда возможно назначение наказания в виде штрафа его должностному лицу)», – отметили в Минюсте.
Помимо этого, проект КоАП предусматривает более мягкие штрафы за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований.
«Предложение о включении в новый КоАП составов административных правонарушений в сфере благоустройства территории поступило от представителей Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, которыми был проведен анализ правового регулирования данного вопроса в 85 субъектах РФ», – уточнили в министерстве.
Подчеркивается, что установление такой административной нормы на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в этой сфере.
«При этом размеры административных штрафов за нарушение правил благоустройства территории, содержавшиеся в первоначальных предложениях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в проекте нового КоАП будут снижены в целях обеспечения справедливого и соразмерного подхода при назначении административного наказания», – пояснили в Минюсте.
Напомним, Министр юстиции Константин Чуйченко предложил повторно провести публичное обсуждение поправок в административное законодательство. Он отметил, что обсуждение проектов нового КоАП и процессуального КоАП длится уже четыре месяца, так как первоначальная редакция вызвала обоснованную критику.