«Это примерно то же самое, что система ПРО в Европе против иранских ракет. Зачем Турции строить базу и формировать там военно-морской кулак, если согласно Конвенции Монтрё американцы могут находиться там не более чем 21 сутки», – недоумевает бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.
Напомним, Турция начала создавать новую военно-морскую базу на восточном побережье Черного моря в районе населенного пункта Сюрмене в 40 км от города Трабзона. При этом отмечается, что Анкара пошла на такой шаг после сообщений о планах Вашингтона отправить в акваторию Черного моря свои военные корабли после инцидента в Керченском проливе.
«Восток – дело тонкое. Это не только гаремы, это еще и силы, которые они способны создать на море. И это заставляет задуматься», – отметил Комоедов. И задуматься, по его словам, стоит именно о целях Турции, которые вряд ли как-то связаны с американскими планами.
Потенциальная эскалация сил США в Черном море носит исключительно декларативный характер, подчеркнул Комоедов. «Даже если теоретически предположить, что через Мраморное и Средиземное море США попытаются, вопреки конвенции Монтрё, сосредоточить на черноморском направлении свои авианосцы и корабли-ракетоносцы. Им не будет никакого смысла заходить в закрытый театр военно-морских действий, которым является Черное море, которое простреливается вдоль и поперек силами нашего флота и Южного округа», – объяснил адмирал.
Комоедов также отметил, Черноморский и Турецкий флот на сегодняшний день находятся примерно в одинаковом положении. «Во времена моего командования Черноморским флотом, в начале 2000-х годов, Турецкий флот был раза в четыре сильнее нашего. Турция интенсивно продвигалась в экономическом плане, у них появились свои корабли, катера, подводные лодки, а у нашего флота, например, была всего одна подводная лодка – «Варшавянка», – рассказал собеседник.
Однако после того, как Черноморский флот начал получать новую технику, по словам адмирала, соотношение сил с Турцией сравнялось. «На данный момент у нас существует полноценная группировка подводных лодок, появились новые корабли, в том числе ракетные, фрегаты», – пояснил Комоедов.
В то же время он заметил: «Турция тоже не стояла на месте, они тоже развивались. Если есть тенденция к расширению системы базирования, значит, есть что туда поставить».