По данным близкого к расследованию источника «Коммерсанта», действия экипажа разбившегося самолета во время развития критической ситуации на борту эксперты сочли нелогичными и даже странными. Пилоты, напомним, пытались посадить машину в условиях дождя, облачности и порывистого ветра, но обе их попытки оказались неудачными.
Второй по счету уход на круг после снижения стал для семи членов экипажа и 55 пассажиров роковым. Набирая высоту, командир задал двигателям чрезмерно высокий, почти взлетный режим, который вместе с убирающимися шасси и закрылками обеспечил задирание носа самолета, выход на критические углы атаки и потерю скорости.
Командир, пытаясь компенсировать свою ошибку, переложил стабилизатор высоты и держал его в этом положении 12 секунд, обеспечив таким образом стремительное пикирование машины к земле.
Второй пилот, осознавая всю опасность совершаемого маневра, лишь кричал по-испански фразы типа: «Стоять! Куда летишь?», но остановить командира или полностью взять управление самолетом под свой контроль по какой-то причине не смог.
С учетом того что расположенную на штурвале клавишу управления стабилизатором нельзя активировать случайно - для предотвращения самопроизвольного включения она состоит из двух половинок, эксперты предположили, что командир, испытавший стресс из-за двух неудавшихся посадок, совершил манипуляции со стабилизатором в состоянии ступора. Его же напарник, напротив, мог запаниковать.
Однако от стрессовой версии катастрофы пришлось отказаться после того, как члены комиссии получили заключения авиапсихологов, изучивших медицинские карты погибших летчиков.
Выяснилось, что оба пилота были абсолютно здоровы и показывали отличные результаты при прохождении так называемых психологических тестов. Эксперты охарактеризовали летчиков как спокойных, уравновешенных, уверенных в своих силах специалистов, способных быстро реагировать на изменение ситуации и находить при этом верное решение.
Члены экипажа, по мнению экспертов, хорошо понимали друг друга, не конфликтовали, а их роли в полете были правильно распределены. Единственной проблемой, по мнению авиапсихологов, было некоторое подавление командиром своего напарника, что, впрочем, характерно для большинства как российских, так и зарубежных экипажей.
В итоге искать причину совершенной летчиками роковой ошибки (а эта версия остается приоритетной) специалисты решили не в психике, а в технике. Как и следовало ожидать, эксперты вспомнили другую катастрофу Boeing 737 - авиакомпании «Татарстан», разбившегося 17 ноября 2013 года после неудавшейся попытки посадки в Казани.
Обстоятельства и причины обоих происшествий были довольно схожи - российские эксперты установили, что пытавшиеся набрать высоту для ухода на второй круг казанские летчики «не понимали своего точного местоположения», не умели использовать «принципы комплексного самолетовождения» и не были достаточно «мобилизованы психологически». Поэтому и ушли в пикирование.
Однако член технической комиссии Николай Студеникин высказал тогда особое мнение, которое пришлось включить в окончательный отчет комиссии. Согласно его выводам, у разбившегося Boeing имело место «монотонное и систематическое, не свойственное человеческим возможностям» отклонение руля высоты. Экипажу приходилось постоянно корректировать его положение нетипичным, по мнению автора, «знакопеременным отклонением рулевой колонки с тенденцией на пикирование».
Мешающим же управлению фактором, по мнению Студеникина, мог быть заклинивший механизм привода руля высоты. Исследуя его детали, эксперт пришел к выводу, что они были изношены.
Со Студеникиным тогда большинство членов комиссии не согласилось. Однако на этот раз участники расследования решили детально отработать и эту версию. Как пояснил «Ъ» близкий к расследованию источник, приводы руля высоты и стабилизатора дубайского Boeing были найдены в обломках.
Поскольку, несмотря на почти полное разрушение остальных конструкций самолета, эти два механизма оказались относительно целыми, комиссия решила направить их на техническую экспертизу.
Правда, оказалось, что для исследования агрегатов на предмет работоспособности требуются специальные стенды, которые есть только в лаборатории завода--производителя Boeing 737 в Сиэтле (США).
Некоторые члены технической комиссии усомнились в объективности экспертизы, проведенной на базе производителя самолета, поэтому исследовать решили совместными усилиями - в Сиэтл с приводами руля высоты и стабилизатора поедет делегация российских экспертов, которые проконтролируют процедуру. Визит, по данным «Ъ», планируется на октябрь.
Напомним, 19 марта в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел крушение самолет Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс из Дубая. Катастрофа произошла при повторном заходе на посадку в сложных метеоусловиях.