Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отмечается в докладе, Россия в 2014 году продолжала наращивать объемы продаж вооружений. Количество российских компаний, входящих в первую сотню, выросло с 9 до 11, а их общая доля в совокупном объеме продаж за 2014 год составила 10,2%, передает ТАСС.
В списке «новичков» НПО «Высокоточные комплексы», занявшее 39 место в рейтинге, и концерн «РТИ Системы», разместившийся на 91 строчке. Созданная недавно «Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) сменила на 24 месте концерн «Созвездие», который вместе с другими компаниями вошел в ОПК.
Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» оказался на 11-й позиции, увеличив объем продаж на 23%. Самый большой рост в этой области продемонстрировал «Уралвагонзавод» - 72,5%.
«Объединенная авиастроительная корпорация» заняла в рейтинге 14 место, «Объединенная судостроительная корпорация» - 15, компания «Вертолеты России» - 23, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и «Объединенная двигателестроительная корпорация» - 38, АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» - 45, «Уралвагонзавод» - на 61-й позиции.
«Российские компании оказались на самом гребне волны повышения национальных военных расходов и экспорта вооружений. В первую сотню входит сейчас 11 российских компаний, а совокупный рост их доходов в 2013-2014 годах составил 48,4%», - отметил старший научный сотрудник СИПРИ Симон Веземан.
Вместе с тем в СИПРИ отмечают, что уже четвертый год подряд объем реализации военной техники первой сотней ведущих мировых производителей снижается. В 2014 году он составил 401 миллиард долларов, что на 1,5% меньше, чем в 2013 году. В основном это произошло из-за снижения объема продаж североамериканских и западноевропейских компаний, в то время как производители из других регионов, входящие в первую сотню, показали рост.
Американские компании продолжают лидировать по объему продаж вооружений - на их долю приходится 54,4% рынка. Вместе с тем в 2013-2014 годах объем их продаж упал на 4,1%, что является зеркальным отражением ситуации в 2012-2013 годах.
Среди производителей, выбивающихся из этой тенденции, Lockheed Martin, увеличившая свои продажи до 37,5 млрд долларов. По итогам 2014 года она заняла первое место в списке, опередив компанию Boeing, продавшую вооружений на 28,3 млрд долларов, что на 4,4 млрд больше, чем в 2013 году.
Объемы продаж западноевропейских компаний в целом сократились в 2014 году на 7,4%. Рост показали только Германия (9,4 %) и Швейцария (11,2 %). В ФРГ, в частности, на 29,5% возрос объем продаж подразделения ThyssenKrupp, производящего морские суда.
Авторы доклада констатировали серьезный спад объема продаж вооружений Украиной. Лидер украинской оборонной промышленности - концерн «Укроборонпром» - с 58 места, которое он занимал годом раньше, опустился на 90. Объемы его продаж рухнули на 50,2%. Вторая украинская компания, входившая в список 100 ведущих производителей, - «Мотор Сич» - на этот раз вообще не попала в него.
«Заметный спад продаж украинских компаний был в значительной степени вызван дезинтеграцией из-за конфликта на востоке Украины, потерей российского рынка и падением курса местной валюты», - пояснил Веземан.
В 2013 году эксперты СИПРИ ввели для производителей вооружений новую категорию, чтобы отслеживать развитие компаний в странах, ориентирующих свою экономику в том числе на производство вооружений. В докладе за минувший год в нее попали Бразилия, Индия, Южная Корея и Турция. На их долю в совокупности пришлось 3,7% продаж.
Турция представлена в рейтинге двумя компаниями - Aselsan и Turkish Aerospace Industry. Продажи первой выросли на 5,6%, при этом она опустилась с 66 места на 73 в списке. Вторая вошла в сотню лучших, заняв 89 строчку и увеличив продажи на 15,1%. По словам Веземана, Турция стремится к самообеспечению вооружением и в сочетании с «агрессивной экспортной» политикой это способствует резкому росту продаж ее двух ведущих производителей вооружений.