«Законопроект, предложенный президентом Путиным, поддержали представители всех конфессий без исключения. Судебная практика, которая складывалась до этого, была в целом порочной. Особенно на уровне районных судов принимались решения о запрете религиозной литературы. Очень часто запреты строились на лингвистической экспертизе. В исламе все священные писания на арабском языке», - сказал председатель Совета исламского образования России, ректор Российского исламского университета (Казань) Рафик Мухаметшин.
«Когда этот законопроект появится, то это будет указание для судов, что к священным писаниям нужно относиться более серьезно», - подытожил Мухаметшин. Собеседник согласен с точкой зрения, что российский проект закона о запрете религиозной литературы - один из самых либеральных в мире. С другой стороны, ректор Росийского исламского университета подчеркнул, что в ряде стран подобные положения уже действуют.
Напомним, что в пятницу законопроект о запрете на признание религиозных трудов экстремистскими прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает внесение изменений в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», напоминает «Интерфакс». В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что Конституция РФ каждому гарантирует свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Кроме того, в документе есть ссылка на преамбулу закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой «именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
«Законопроект, запрещающий признавать содержание Библии, Корана, Танаха и Ганджура экстремистскими материалами, поддержали все представители традиционных религий, мы выражаем благодарность президенту за инициацию такого закона», - подчеркнул председатель «Международной исламской миссии» муфтий Шафиг Пшихачев.
Собеседник отметил, что буквально три дня назад участвовал в обсуждении этого законопроекта в экспертно-консультационном совете по проблемам свободы совести при Комитете Госдумы: «Его поддержали все представители традиционных религий. Такой законопроект невозможно не поддержать, и мы выражаем благодарность президенту за то, что он его инициировал такой законопроект. Он был нужен», - подчеркнул Пшихачев.
Муфтий отметил, что в практике было очень много прецедентов, когда статья религиозного характера или другие тексты рассматриваются экспертами, которые далеки от религии, а на уровне субъекта, например, анализом их экстремистской и неэкстремистской направленности могли заниматься и муниципальные суды. «Это неправильно», - заявил муфтий. Он добавил, что «многие выступавшие на обсуждении отмечали, что принятие закона носит превентивный характер и снизит накал признания текстов священного писания экстремистскими».
«Мы понимаем, что в России в лихие 90-е годы издавалась литература, которая содержала тексты экстремисткой направленности», - признал собеседник. При этом, он отметил, что, будучи членом Общественной Палаты подписал письмо, после которого сразу 50 книг были исключены из списка экстремистской литературы. Он напомнил, что на Сахалине аяты из Корана были признаны экстремистскими, что «совершенно недопустимо», подчеркнул муфтий.
Он добавил, что в правоприменительной практике этого закона названия, скорее всего, будут расширены, так как в исламе, помимо Корана, есть Сунна – наследие пророка Мухаммеда, которые идут рядом. «Высказывания нашего пророка тоже нельзя признавать экстремистскими», - указал Пшихачев, напомнив, что и в Русской православной церкви, помимо Ветхого и Нового завета, тоже есть литература, стихи и другие священные источники, которые нельзя исследовать на предмет содержания экстремизма.
«Внесение такого законопроекта мы считаем своевременным и приветствуем его. Надеюсь, что наши депутаты поддержат и примут этот закон, и принятие этого закона отрезвит головы, которым бы хотелось создавать большие списки экстремистской литературы», - уверен собеседник.
Напомним, Госдума в пятницу приняла в первом чтении президентский законопроект о запрете признания экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Законопроект с подачи Владимира Путина поступил в нижнюю палату российского парламента 14 октября. Тогда же спикер Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что документ будет рассмотрен во внеочередном порядке. Решение президента уже одобрили многие политические и религиозные деятели.
Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал этот шаг историческим. 9 сентября Кадыров возмутился решением судьи Южно-Сахалинского суда Натальи Перченко признать экстремистской книгу «Мольба к Богу: ее значение и место в исламе» и назвал ее «провокатором, пытающимся взорвать ситуацию в стране» и «шайтаном». На следующий день Кадыров назвал необдуманным вердикт Южно-Сахалинского суда, признавшего экстремистскими цитаты из Корана. 14 сентября прокуратура Южно-Сахалинска обжаловала решение суда.