Одобренный сенаторами закон также дополняет перечень оснований, по которым Минюст может проводить внеплановые проверки НКО. Проверку теперь можно будет провести, если организация действует в качестве «иностранного агента», хотя не включена в реестр.
Теперь закон поступит на подпись президенту России, передает РИА «Новости».
Как сообщил председатель профильного комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас, по данным Минюста на данный момент лишь одна организация зарегистрирована в качестве иностранного агента. «Это свидетельствует о том, что необходимо обеспечить исполнение существующих норм относительно деятельности некоммерческих организаций на территории России в качестве иностранных агентов. Именно на это и направлены положения данного федерального закона», - заявил он.
По данным Минюста, за 2013 год 2,7 тыс. российских НКО получили иностранное финансирование в размере 36 млрд рублей (1 млрд долларов), в том числе 10 миллиардов рублей (290 млн долларов) получили организации, имеющие признаки «иностранного агента». В то же время генпрокурор России Юрий Чайка сообщил, что ведущие политическую деятельность в России НКО получили из-за рубежа более 6 млрд рублей за четыре года.
Напомним, вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. За несоблюдение закона грозит административное наказание с максимальным штрафом до 1 млн рублей и уголовная ответственность – до четырех лет лишения свободы.
В марте 2013 года начались проверки НКО по исполнению ими нового закона. В прокуратуре отмечали, что 650 НКО, ведущих деятельность в России, получили из-за рубежа около 1 млрд долларов. До этого аналогичные цифры в интервью немецкому телевидению приводил президент Владимир Путин.
За время действия закона несколько НКО были признаны Минюстом иностранными агентами. Первой в этом списке стала ассоциация «Голос». Кроме того, в конце апреля прошлого года Минюст выказал претензии российскому филиалу Transparency International.