«Для Норвегии это крупнейшее в ее истории вложение средств в морской исследовательский проект. Новый ледокол позволит как вести мониторинг экологической обстановки в Арктике, так и продолжать разведку углеводородных ресурсов в высоких широтах», - подчеркнула норвежский министр на открытии международной конференции «Арктические рубежи».
#{smallinfographicleft=251573}Как сообщает ИТАР-ТАСС, контракт на постройку судна был заключен с крупнейшей судоверфью Италии – компанией «Финкантьери» (Fincantieri - Cantieri Navali Italiani S.p.A.). Стоимость контракта составила 227 млн долларов. 100-метровый ледокол, рассчитанный на полуторамесячное автономное плавание во льдах, спроектировал британской «Роллс Ройс Марин».
«Кронпринц Хокон», названный в честь наследника норвежского престола, должен стать одним из самых высокотехнологичных ледоколов в мире. Он будет построен с учетом новейших экологических стандартов с целью минимизировать воздействие на окружающую среду.
Как известно, международно-правовой статус арктических пространств в настоящее время является предметом спора, главным образом, между США, Канадой, Россией, Данией, Швецией, Норвегией и Финляндией. В первую очередь речь идет о принадлежности подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, где по последним исследованиям может содержаться около 12 процентов всех мировых запасов черного золота.
Всего же, по данным ООН, в Арктике сосредоточено более 100 млрд тонн нефти, что, например, почти в 2,5 раза больше всех ресурсов России. Дания и Гренландия претендуют на 62 тысячи квадратных километров шельфа к северо-востоку от самого крупного в мире острова.
В России также ведется строительство новейших ледоколов. Правительство выделило бюджетные инвестиции на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014–2020 годах. Строительство новых атомных ледоколов оценивается почти в 100 млрд рублей (первый уже начали строить на Балтийском заводе в 2012 году). Несмотря на трудности бюджета, Минфин нашел средства для выполнения майского приказа президента по возведению этих судов.
В ноябре 2013 года на стапеле компании «Балтийский завод – судостроение» состоялась церемония закладки атомного ледокола типа ЛК-60. Этот ледокол, которому, вероятно, будет присвоено имя «Арктика» – с учетом заслуг первого советского атомохода с таким названием, должен войти в состав флота в декабре 2017 года. В настоящее время готовится тендер на строительство еще двух аналогичных ледоколов, которые, по плану, войдут в состав флота в 2018–2020 годах.
Таким образом, Россия не останется без мощных атомных ледоколов, после того как к 2021 году спишут все суда еще советской постройки.