В письме, направленном в адрес руководителя ведомства Михаила Мишустина, сенатор отмечает, что финансовый механизм зарегистрированной в США компании по предоставлению российским компаниям платных рекламных услуг в одноименной социальной сети, «возможно, создает условия для нарушения этими компаниями законодательства РФ». В частности, из-за отсутствия официального представительства Facebook* Inc. в России «осуществление финансовых транзакций с российскими компаниями, в том числе в части оплаты предоставления рекламных услуг, происходит через европейский филиал корпорации (Facebook Dublin), территориально расположенный в Ирландии».
В результате, по информации Гаттарова, «указанные компании вынуждены прибегать к офшорным схемам и услугам фирм-посредников, выдавая расходы на рекламу в Facebook за что-то другое и фактически занимаясь подлогом». «Таким образом, условия оплаты рекламных услуг Facebook, по мнению ряда представителей российского IT-бизнеса, провоцируют компании-резиденты РФ на нарушение российского законодательства», – отмечается в письме руководителю ФНС РФ, передает ИТАР-ТАСС.
Сенатор, представляющий в верхней палате исполнительную власть Челябинской области, также приводит пример зарубежных стран (Великобритания, США), в которых также высказывались обвинения в уклонении от уплаты налогов в адрес Facebook Inc.
В своем обращении Гаттаров просит ведомство не только дать правовую оценку механизму предоставления платных рекламных услуг Facebook Inc. российским компаниям и провести проверку на предмет наличия нарушений налогового законодательства РФ, но высказать позицию службы «относительно целесообразности внесения изменений в российское законодательство в целях взимания налога на прибыль организаций с корпораций, оказывающих услуги посредством сети интернет резидентам РФ по сходным с Facebook Inc. схемам».
В середине июня в Совете Федерации состоялось заседание, посвященное ситуации вокруг секретной программы PRISM, в рамках которой американские спецслужбы могли подключиться к серверам компаний и получить доступ к пользовательским данным, в том числе российских граждан. Сообщалось, что среди компаний, которые причастны к PRISM, были Google, Yahoo!, Facebook, AOL, Skype, Apple. По итогам заседания Гаттаров сообщил, что комиссия по развитию информационного общества до конца лета намерена проверить пользовательские соглашения Google, Facebook, Twitter и Yahoo.
На сегодняшний день встречи по вопросу механизмов использования личной информации пользователей уже прошли с представителями Google и Facebook. Однако Гаттаров остался не вполне доволен исправленным пользовательским соглашением социальной сети Facebook и потребовал от компании в течение сентября доработать документы таким образом, чтобы они полностью соответствовали европейскому и российскому законодательству.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ